Мнемотехника: приемы запоминания в упражнениях. Мнемотехника в упражнениях: запоминаем быстро и со вкусом Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия(эндорфина).Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 4 до 6 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.

Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Нормативно-правовые документы

    Федеральный закон РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

    Письмо Министрества образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 061844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», - Устав МБДОУ № 208 .

Актуальность программы

Память можно определить как способность сохранения, организации и воспроизведения прошлого опыта, информации. В зависимости от вида стимулов различают память зрительную, слуховую и др.

У младших дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать. Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать.

В работе с детьми используется особая техника запоминания – м н е м о т е х н и к а. Мнемотехника – «искусство запоминания» - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребёнку, происходит оптимизация основных психических процессов, интеллектуальная подготовка к школе. На занятиях детей учат рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации) и эйдотехники (образного мышления). Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Направленность программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность: она направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к обучению в школе, создание условий для развития коммуникативной, социально-успешной личности, расширение социальной практики.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы, мотивации личности к познанию и творчеству является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления.

В основе занятий разнообразные упражнения и игры, способствующие развитию: внимания, памяти, терпения, слухового и зрительного аппарата, умение анализировать.

Новизна программы.

Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. В ходе занятий широко задействован сенсорный опыт детей.

Основные методы мнемотехники:

    Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

    Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

-обозначение (кошка);

-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);

-оживление (уже увидели, чем она занимается);

-обогащение деталями (где кошка находится);

-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);

-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

3. Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

4. Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.

Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.

Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.

При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память.

Цели и задачи программы.

Цель программы: активизация и рационализация процессов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения, используя различные способы запоминания без физического, эмоционального и психического напряжения, позволяющее сократить время обучения. Развитие творческого, нетрадиционного видения мира.

Задачи:

    Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания).

    Умение анализировать, вычленять часть, объединять в пары, группы целое; умение систематизировать.

    Развитие логики.

    Развитие образного мышления.

5.Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

    Решение дидактических общеобразовательных задач.

    Развитие смекалки.

    Тренировка внимания.

    Развить навык правильно воспроизвести графически.

    Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений.

    Развитие фотографической памяти.

    Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

    Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Группировка информации (рациотехника), например, при заучивании номеров телефонов мы разбиваем их на группы чисел;

2. Ассоциативные цепочки, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым, например, сравнение Аппенинского полуострова с сапогом;

3. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.

4. Перекодирование информации (что означает тот или иной символ);

    5. Крокировка (зарисовка текста символами);

    6. Использование различных приемов для запоминания.

    7. Использование мнемотаблиц - как основу, а также, картины иллюстрации, игрушки для составления пересказа различной формы.

    8. Разучивание и декламация стихов.

    9. Конкурсы стихов.

    10. Подвижные игры.

    11. Логоритмика, дыхательная гимнастика.

    12.Пластические этюды.

    13. Творческая деятельность: рисование, лепка.

    14. Дидактические игры.

    15. Диалог с игрушкой.

    16. Драматизация, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышение самооценки, значимости.

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ:

    1. Приветствие. При выборе тематики занятия, учитывается уровень развития детей, их мотивация, интересы, соотнесенность образовательной познавательной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 25 - 30 минут. При проведении занятий педагогом используются здоровье сберегающие технологии, такие как:

    2. Дыхательная гимнастика.

    3. Гимнастика для глаз, кистей рук, и мышц тела.

    4.Положительные эмоции (ободрение, похвала).

    5. Подвижные игры.

    6. Физкультминутки.

    Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

    -у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    - словарный запас выходит на более высокий уровень;

    - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией .

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 4-6 лет. Сроки реализации программы –3 года.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся с подгруппой детей до 15 человек в возрасте 4-7 лет по 2 занятия в неделю, (49 занятий с 1 октября по 31 апреля) продолжительностью 20 мин (для детей 4-5 лет), 25 мин (для детей 5-6 лет), 30 мин (для детей 6-7 лет). Занятия организуются во второй половине дня в специально оборудованном помещении .

Ожидаемые результаты освоения программы.

  1. У ребенка хорошо развиты разные виды памяти.

    Увеличение объема зрительной памяти;3. Увеличение объема слуховой памяти.

4. Развитие фотографической (мгновенной) памяти 5. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире.

    Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

    Ребенок дифференцированно и целенаправленно наблюдает, используя сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации.

    Умеет сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, рассуждая и обосновывая свою точку зрения.

    У ребенка сформированы коммуникативные качества.

Результативность реализации программы и способы ее определения.

Основным методом подведения результатов работы по программе является метод наблюдения, анализ результатов продуктивной деятельности детей. Родители и педагоги в ходе реализации программы могут отследить динамику развития каждого ребенка на основе индивидуальных листов выполнения графических заданий. Ежегодно по окончании учебного года проводится открытое занятие для педагогов учреждения и родителей.

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ

На протяжении дошкольного возраста одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой и разными её жанрами.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. С раннего возраста закладывается любовь к художественному слову. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Дети сами легко придумывают подходящий символ – картинку. Нужно спросить у детей: «На что похоже?». Прочитав стихотворение, объяснив и положив перед детьми карточки-схемы или мнемотаблицу, дети, глядя на них, рассказывают стихотворение. Так им легче запомнить текст и озвучить его.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, сюжетов рассказа, явлений природы, т.е. можно изобразить всё то, что необходимо. Но изобразив так, чтобы было понятно детям. Дети и сами любят рисовать и придумывать таблицы на 6 и 9 ячеек. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить.

Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучивать небольшие рассказы, сказки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, чётко говорить, принимать решение, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Я предлагаю ПРОГРАММУ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МНЕМОТЕХНИКЕ с использованием методических разработок Е.Д. Сафоновой, Л.В. Черемошкиной, Симановского и Волиной.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) по программе обучения интеллектуального развития детей на основе интеллектуального тренинга памяти.

Актуальность вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка касается и проблемы обучения ребёнка и развитию памяти.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев прочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д.. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память…

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Цель – помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Не только подготовить, но и развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок, т.е. адаптировать детей к учебному процессу, а также к рациональным приёмам рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

Исследования показывают, что дети, занимающиеся в группах интеллектуального развития по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них выработан навык грамотной обработки информации. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Подготовительный этап

Развитие памяти (тренинг по разным приёмам запоминания);

Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;

Развитие логики;

Развитие образного мышления;

Умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Решение дидактических общеобразовательных задач;

Развитие смекалки;

Тренировка памяти;

Навык правильно воспроизвести графически.

Материал: мнемотаблицы.

Развивающие таблицы:

Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.

Перекодирование информации.

Образование логических связок.

Правильное графическое воспроизведение.

Обучающие мнемотаблицы:

Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию ещё не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определённом направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

Математическое;

Обучение чтению, письму, правилам русского языка;

Природоведение (общие знания о природе);

Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию);

Историческое направление.

Коллажи

Коллаж – это формат А4, А3 или больше картона, плотной бумаги или фланелеграфа, на которые наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Коллажи – это учебное пособия, выполняющие следующие задачи:

Закрепление различных методов запоминания.

Развитие фотографической памяти.

Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию.

Структура НОД

Настройка – начало.

Упражнения на развитие слуховой памяти: слова-сюжет, трансформация, ассоциация.

Упражнения на развитие зрительной памяти (фото-память): открытки + слова (коллаж).

Физминутка.

Ассоциативный тренинг из темы на внимание, восприятие, воображение (на столе и грушки).

Работа с обратной стороной мнемотаблиц: лабиринт, конструирование, работа двумя руками.

Мнемотаблицы (воспроизведение детьми письменно).

Используемая в работе литература

Волина «Учимся играя», «Праздник числа», «Занимательное азбуковедение», «Весёлая грамматика», «В гостях у слова» и др.

Сафронова Е.Д. Методическое пособие по курсу «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга»;

Симановский «Развитие творческой памяти у детей»;

Череможкина Л.В. «Развитие памяти у детей».

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Похожие публикации