Стоит ли кататься на велосипеде зимой: плюсы и минусы. Можно ли ездить зимой на велосипеде Можно ли кататься велосипеде зимой

Продолжить зимнюю тему решили нестандартным способом. Представьте картину… зимний город, ранее утро, немного вьюжит. Народ, содрогаясь, спешит в теплое метро. И тут взгляд падает на велосипедиста, спокойно перестраивающегося между рядами машин. Не только глаза круглыми станут. Как представишь, что холодно и скользко, так страшно становится. А если серьезно, можно ли кататься на велосипеде зимой?

Оказывается, велосипед хорош, как круглогодичный транспорт. Достаточно посмотреть на норвежцев, шведов или финнов -ездят в любую погоду. Тогда чего боимся мы? Давайте разбираться, чем грозят российским велосипедистам зимние дороги. Возможно кто-то и пересядет на этот экологичный транспорт.

Как кататься на велосипеде зимой

Закономерный вопрос – как можно ездить, если скользко? Не поверите, не скользко. Вернее, ситуация аналогична поездки на авто. Сцепление с поверхностью идет по одинаковому принципу. Разница только в количестве точек опоры. Но тогда пешком не надо ходить 🙂 Почему идущий по льду валится либо вперед, либо назад? Опорная конечность теряет сцепку во время движения. Такое, знаете ли, контролируемое падение. С великом ситуация иная.

Тут только набок завалишься. Причины падений одинаковы с автомобилем, который занесло. К примеру, резкий поворот на льду, не снижая скорости или резкое торможение. То есть, соблюдаем скоростной режим, держимся уверенно… и спокойно катим себе. Именно! Резиновая покрышка держит лед лучше зимней обуви, за редким исключением. Так что вероятность падения у пешеходов гораздо выше.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ… что разработаны целые научные труды по принципам движения велосипеда? Оказывается, транспортное средство постоянно пребывает в состоянии динамического равновесия. То есть велик стремится упасть, а велосипедист не дает этого сделать 🙂 Еще один интересный момент – эффект шимми. На больших скоростях передний обод начинает вибрировать. Это связано с резонансом конструкции, а не с плохой сборкой.

Для безопасной езды потребуется всего ничего – зимние покрышки. И то, если ездить ежедневно по несколько раз. Например, на работу или занимаясь спортом. Для редких выездов подойдет обычная резина. Только она должна быть нормально, не лысой, как коленка. И соблюдаем правила вождения – никаких резких поворотов, перекладываний на скоростях и прочих экстремальных движений.

Ширина велосипедной резины небольшая. Протекторы по бокам ну никак не могут цеплять снег, тем более лед. Это еще один аргумент в пользу спокойной езды без выкрутасов. Если есть авто, должны понимать значение зимней «обувки». Осталось вспомнить еще одну опасность. Страшнее льда только неровный наст.

Вспомните лето. Наскочили на бордюр, попали на скорости в кучу ямок и неровностей – удержать велосипед стоит немалых трудов. А теперь представьте слежавшийся снег с выбоинами, наростами и трещинами. Никогда не угадаешь, в какую сторону понесет велик. И таких мест на зимней дороге достаточно. Как чистят тротуары и края проезжей части, объяснять не нужно. В этой ситуации помогает лишь одно – крепко держим руль. Его рвет, а мы держим.

Кататься зимой на велосипеде можно, но грязно

Сравнивая Скандинавию с нашими городами, замечаешь одну деталь. Среднестатистический российский город грязнее финского или шведского. Это еще мягко сказано 🙂 Удивительно другое. Да, зимой в городах бурая ледяная жижа из песка, соли и воды. Но! Частенько пешеходы и водители приходят домой грязнее велосипедистов. Факт кажется странным, но только пока не подумаешь и не прикинешь, что к чему.

ВАЖНО! Езда на велосипеде может стать отличным способом поправить здоровье. При заболеваниях суставов, например, артрите, противопоказаны многие тренировки. Велосипед или велотренажер позволяет снизить нагрузку на колени и тренироваться. А зимняя езда станет дополнительным способом закаливания и укрепления иммунитета.

Два момента. Первое, правильного размера «крылья», которые к тому же правильно установлены 🙂 Велосипедист едет по той же грязи, что и машины. Грязь отсекается аналогичным образом. Ну и главная причина чистых ног – легкая обувь. Именно так. Звучит странновато, но задумайтесь. В тяжелой зимней обуви человек, не задумываясь, наступает в грязь. А в кроссовках, особенно белых, стремишься выкрутиться.


Обобщим. Защита от брызг обязательно. Забудьте про короткие спортивные крылья. Красиво, спору нет, но летом. Ставим полноразмерные, максимально закрывающие. Заднее крыло должно быть до середины по высоте, переднее выдвигаться далеко вперед. Теперь насчет одежды. В идеале – зауженные велосипедные штаны. Но если спешим в офис или на встречу, придется возить сменку. Не сильно удобно.

Можно ли кататься на велосипеде зимой

Плавно переходит к вопросу «А не холодно зимой на велосипеде?». Если не стоять на месте, минус 10-15 градусов не доставляют неприятностей. Замерзнуть можно во время прогулочной езды, эдакого неспешного катания по парку 🙂 А тренировка или поездка на работу – приличная нагрузка, заставляющая организм работать. Избыточного тепла вырабатывается столько, что в пору снимать лишнее.

Вспомните бегунов или лыжников. Видели хоть одного в пуховике или дубленке? Вопрос одежды во время физических нагрузок, сугубо индивидуален. Кому-то достаточно свитера из флиса и легкой ветровки, другие комфортно чувствуют себя в шерстяной водолазке, третьим подавай одежду потолще. Решайте проблему экспериментальным путем. Подбирайте комплект, в котором не будет ни жарко, ни холодно.

СОВЕТ. Как подготовить велосипед к зиме? Идеальный вариант наличие второго велика со скромной обвеской и более жесткой вилкой. Но не всегда есть возможность потратиться на второй агрегат. Перед выездом дайте «привыкнуть» металлу к холоду. Подержите велосипед в подъезде минут 15. После каждой поездки очищайте раму и движущиеся части от снега, наледи, песка и соли. Появившиеся царапины советуем обезжиривать и сразу закрашивать.

Что же необходимо:

  • Термобелье;
  • Штаны;
  • Ветровка;
  • Ботинки;
  • Шапка;
  • Перчатки;
  • Очки.

«Капустный » принцип хорош и в этой ситуации. Лучше приобрести специальное белье. Слой должен «дышать», не давать скапливаться влаге и лишнему теплу. Если катаемся постоянно, экономить не стоит. Еще один аргумент в пользу специального белья – защита внутренней стороны бедер. Можно поддеть треники, а то и пару, но лучше термобелья, ноги ничто не защитит. Вторым слоем пойдут теплые свободные джинсы или штаны для лыжных прогулок.


Корпус одеваем в толстовку или легкую водолазку. Хороший вариант – одежда из флиса. Держит тепло, не изнашивается, пропускает влагу и воздух, мгновенно сохнет. К тому же материал приятен на ощупь и не вызывает дискомфорта. Поверх ветровка. Забудьте про пуховики, кожанки и шерстяные куртки. Нужна защита от ветра и осадков. Тепло накрутится педалями 🙂 Можно купить специальную куртку или воспользоваться плотными легкими моделями.

Особое внимание уделите обуви, перчаткам и шапке. Эти части замерзают быстрее, меньше нагрузка. Комфортно ездить в треккинговых ботинках, если тренируетесь. На работу одевайте привычные теплые ботинки. Лишь бы комфортно себя чувствовать во время езды. Все-таки, педали крутить придется 🙂 Для головы идеальны теплые балаклавы, которые запросто купишь в магазине спорттоваров или для охотников. Можно использовать обычную вязаную шапочку.

Советуем ездить в шлеме. Так что подбирайте шапку, исходя из этого. Для защиты рук подойдут перчатки из флиса, трикотажа или не слишком здоровые модели для горных лыж. Главное, выдержать грань между теплом и удобством управления. Толстые перчатки могут ограничивать движение пальцев, а в городских условиях нужна быстрая реакция. Даже не думайте выехать без перчаток. Пять минут при минус 5 превращают кисти в нечувствительные культяпки!

Как подготовить велосипед к зиме для катания

Велик, конечно, попроще мотоцикла или автомобиля. Но движущихся частей хватает, поэтому придется озаботиться состоянием велосипеда. Обязательно проверьте системы перед морозами. Для удобства разобьем конструкцию на составляющие: тормозная система, переключение скоростей, педали, сиденье, велозамок, бортовой комп и сигналка.

  • Тормоза. Тут, главное, помнить о длинном тормозном пути. Зима, однако 🙂 Если система дисковая, можно не заморачиваться. Следим за чистотой и все. С ободной системой ситуация сложнее. Достаточно небольшого морозца, чтобы тормоза встали колом. Придется разогревать. Выбираем свободное место и тихонько катимся. Чуть притормозили, едем дальше. Еще раз пробуем слегка тормозить. Десяток другой попыток, и система готова к нормальной работе.
  • Переключение скоростей. Длительное стояние на улице не проходит даром для рычагов, тросиков и «звездочек». Даже без осадков элементы могут покрыться наледью, в результате запаришься переключаться на нужную скорость. Банальный проскок. Выберите оптимальную передачу и не меняйте ее в течение поездки. В сильные морозы и гололед – это оптимальный вариант. При нуле или минус пять система работает, как часики.
  • Педали покрываются льдом чуть ли не быстрее колес. Перед поездкой удалите замерзший снег и грязь. Помните, обратные стороны педалей редко имеют зацепы. Если в теплое время без разницы, как жать на педали, зимой стоит следить за положением стопы. Чем крепче рамка вдавливается в ботинок, тем безопаснее езда.
  • Бортовой комп лучше не использовать. 99 процентов велокомпьютеров «умирают» при минус 5-10 градусах. Производители не рассчитывают на такое использование своей продукции 🙂 Возможно, комп просто отключится, но может скончаться навсегда. Так что рисковать не стоит. Обойдемся без навигации и музыки. Есть несколько всепогодных моделей, которым без разницы внешние условия. Но редкость редкостная, да и стоят немало.

ИНТЕРЕСНО. Современные велошлемы мало отличаются друг от друга. За десятилетия конструкция устоялась, найдены оптимальные решения для максимальной безопасности. Особых различий между моделями в одном ценовом ряде нет. Поэтому выбирайте защиту чисто по эстетике. В первую очередь, размер, затем цвет и форма.

  • Сиденье. Запаситесь куском мягкой натуральной ткани. Можно использовать салфетки из микрофибры. Перед каждой поездкой протирайте сиденье. Зачем садиться на воду или снег? Некомфортно и для здоровья вредно.
  • Велозамки и сигналки. Замерзнуть может замок любого типа. Особенно в слякоть или дождь. Будьте готовые отогревать. Хорошо помогает кипяток, но придется возить с собой термокружку. Достаточно быстро действует спрей «WD». Кстати, проще разморозить замок с ключом, чем кодовый. Что касается сигналки, лучше перейти на «дуделку». Тональность сменится, не без этого. Зато громкость никуда не денется. А большего и не нужно 🙂

Как кататься на велосипеде зимой – простые правила

Привыкайте к изменившимся условиям. Другая температура, другая влажность, другое состояние дороги. И ездить придется по-другому. Несколько простых правил помогут удержать велосипед и насладиться ездой:


  • Держите среднюю скорость. Никаких резких разгонов и торможений. Дистанция до препятствий должна быть минимум раза в два больше, чем летом. Тормозной путь увеличился, так что внезапный пешеход или перестраивающееся авто могут нарисоваться внезапно. Лучше быть готовым заранее;
  • Передвигайтесь по расчищенным участкам пути. Понятное дело, что маршрут знакомый, знаем все дворы и закоулки. Вот только эпопея со снегом и наледью может закончиться опозданием на работу или встречу. Дай бог, не падением. Тьфу, тьфу, тьфу… и по дереву;
  • Не важно, где стоит велосипед, подстилайте ткань. Какое-нибудь не нужно покрывало, простынь и тому подобные вещи. Грязные лужи явно не украсят интерьер квартиры или офиса;
  • Элементы конструкции постоянно в воде. Постарайтесь раз в неделю просушивать и смазывать движущиеся части. На велике еще летом кататься 🙂

ЗЫ. Возможно, мы что-то упустили. Дополняйте своими комментами. Главное, не бояться зимних поездок. По-большому счету, нет ничего экстраординарного и кошмарного. Есть небольшие особенности, да и только. В конце концов, мы что, слабее шведов с финнами!

Если Вы любите погонять на велосипеде в любую погоду и не собираетесь убирать велосипед на зиму в кладовку или на балкон, то Вам необходимо соответствующим образом подготовиться к зиме, чтобы сделать поездки максимально приятными и безопасными.

Конечно же зимнее катание на велосипеде имеет множество плюсов, ведь только зимой можно проехать по веломаршрутам, абсолютно недоступным летом (например, Вы можете проехать по замёрзшим озёрам и рекам или с ветерком погонять по грунтовым лесным дорогам, на которых в тёплое время годы застревают даже лесовозы), устроить зимние экстремальные гонки заснеженным лесным тропинкам или потренировать различные трюки и прыжки, предварительно насыпав кучу снега в качестве матов. Да и к чему отказываться от любимого занятия из-за погодных условий на полгода? Однако зимнее катание на велосипеде требует также специальной подготовки велосипеда и ухода за ним.

Как подготовить велосипед к катанию зимой?

Во время зимнего катания на велосипед действует огромное количество негативных факторов: снег, холод, дорожная соль и грязь, которые могут быстро превратить новенький велосипед в готовую к утилизации рухлядь, если не принимать профилактических мер. Кроме того, особое внимание следует уделить безопасности катания и заранее позаботится о правильном выборе покрышек и надлежащей работе тормозов.

Покрышки (зимняя резина).

Если у Вас есть автомобиль, то Вы наверняка знаете, что ездить зимой на летней резине по скользкой дороге, мягко скажем, неприятно - автомобиль рыскает из стороны в сторону, а торможение и разгон проходят весьма вяло. Не стоит и говорить, что для велосипеда, у которого, в отличии от авто, всего два колеса, выбор зимней резины крайне важен. В сущности, выбор зимней резины зависит от того, где Вы собираетесь кататься и сколько вы готовы потратить денег на её покупку. Причём сразу оговорюсь, что покупать стоит именно комплект покрышек, иначе эффективность существенно снижается.

Если Вы собираетесь частенько кататься по льду или сильно утрамбованному снежному накату, то Вам скорее всего придётся выбрать резину с большим числом шипов (обычно 200-350), расположенных в три или четыре ряда в центральной и боковой части протектора. На таких покрышках Вы будете чувствовать себя уверенно даже на чистом льду, не говоря уже об утрамбованном снеге. Единственный минус подобной зимней резины - её цена (комплект из двух покрышек обойдётся Вам около 6 000 рублей).

Если же Вы больше любите покататься по снегу или просто по городским улицам, то резонно выбрать зимнюю резину с меньшим числом шипов (от 50 до 200). Она отлично подойдёт для подобных условий, да и цена такой покупки будет раза в полтора ниже, чем в предыдущем случае.

Возможно, что Вы не захотите тратиться на покупку столь дорогого, но всё же необходимого зимой аксессуара. В таком случае стоит попробовать сделать зимнюю резину самому. Как? Да очень просто: необходимо взять старую покрышку и вкрутить со стороны камеры саморезы, учитывая рисунок протектора, так, чтобы они выпирали примерно на 2 мм. При этом надо быть внимательным, чтобы головки саморезов не повредили камеру во время поездки. Их число должно быть около 100 -150 для того, чтобы результат был ощутим. Такая покрышка, конечно будет уступать по эффективности и весу фабричным моделям, однако за неимением средств для их покупки, будет весьма хороша.

Часто задают вопросы по поводу наиболее подходящего давления в шинах для поездок зимой на велосипеде, однако чёткого ответа на него нет - это дело вкуса каждого. Следует лишь учитывать, что не стоит слишком перекачивать или же наоборот спускать шины. Кроме того, обратите внимание, что давление в шинах при комнатной температуре заметно выше, чем в мороз на улице.

Тормоза.

Если у Вас на велосипеде тормоза типа V-brake, то Вас ждёт неприятный сюрприз: зимой они практически не работают, а если работают, то ну очень малоэффективно. Дело в том, что на ободе нередко образуется наледь, так как после первого торможения снег на нём подтаивает, а потом снова замерзает, отчего колодки просто проскальзывают по ободу, не оказывая должного сопротивления. Как следствие, эффективно тормозить велосипед начинает примерно после 3- 10 оборотов колес, а 10 оборотов - это примерно 20 метров, пройденные велосипедом практически без тормозов!

Поэтому для зимнего катания лучше всего будет приобрести дисковые тормоза (механические или гидравлические в данном случае не очень важно - тут стоит руководствоваться своими финансовыми возможностями). Если же средства или конструкция велосипеда не позволяют установить два дисковых тормоза, то стоит поставить хотя бы один на переднее колесо (в случае установки на заднее колесо эффективность торможения останется невысокой, так как в этом случае колесо просто будет идти юзом на скользкой поверхности). Конечно же дисковые тормоза зимой также работают чуть похуже, так как и на них может образовываться наледь, однако, в отличии от тормозов типа V-brake они гораздо быстрее очищаются после начала торможения (примерно за один оборот колеса).

В любом случае стоит порекомендовать всё время поддерживать тормоза в рабочем состоянии. Для этого необходимо всего лишь слегка нажать на тормоз во время движения велосипеда и проехать немного в таком положении. При этом Вы почувствуете, что поначалу колодки проскальзывали, а потом уже начали цеплять обод или диск. Такую процедуру следует проводить, в зависимости от погодных условий, раз в 10-20 минут, чтобы в случае необходимости резко затормозить велосипед Вас не подвёл.

Велофонари/веломигалки.

Зимой темнеет очень рано, да и на стёклах автомобилистов частенько или грязь, или замёрзшая "незамерзайка", поэтому велосипедисту надо быть особенно заметным на дороге. Для этого следует приобрести (если у Вас ещё почему-то нет) красную веломигалку на заднюю часть велосипеда и белую - вперёд (хотя правила дорожного движения предписывают только наличие белого и красного светоотражателей).

Назад лучше всего приобрести светодиодную веломигалку - они светят значительно ярче, чем фонари с обычной лампой накаливания и потребляют меньший ток, что в итоге приводит к увеличению времени работы от аккумуляторов. Вперёд же можно поставить или светодиодный фонарь, или фонарь с галогенными лампами, который светит гораздо дальше светодиодного, но зато и потребляет больше тока.

Кроме того, очень хорошо будет, если Вы прикрепите к велосипеду дополнительные светоотражатели, а также оденете поверх одежды специальный светоотражающий жилет, который продаётся во многих строительных и спортивных магазинах.

Шлем.

Если у Вас его почему-то нет, то уж к зиме его следует непременно купить. Велошлем поможет защитить Вашу голову при падениях на скользкой поверхности (которые зимой весьма вероятны), убережёт от тяжких последствий лёгкого ДТП, да и в конце концов, в случае падения сосульки, будет не лишним. Многие говорят, что кататься в шлеме холодно, однако если надеть его на шапку, то будет вполне комфортно, и многие велосипедисты делают именно так.

Допустим, Вы преобрели или смастерили сами всё необходимое для того, чтобы кататься зимой на велосипеде. Однако, чтобы велосипед прослужил Вам долго, необходимо знать и соблюдать ряд правил ухода за ним в холодное время года.

Как обслуживать велосипед зимой?

Зимой все части велосипеда изнашиваются значительно быстрее, чем летом - цепь и кассета быстрее ржавеют и стираются, втулки забиваются грязью из-за задеревеневших сальников и как следствие разрушаются подшипники, смазка в различных трущихся деталях загустевает и теряет свои свойства, под воздействием влаги окисляются тросы и их рубашки - словом, практически каждая часть велосипеда в той или иной степени страдает от зимних покатушек.

Цепь.

Зимой цепь практически мгновенно облепляется грязью, солью и прочей гадостью, которая летит с дороги. Поэтому её необходимо своевременно и весьма внимательно чистить после каждой зимней велопокатушки (о том, как правильно это делать, читайте в статье "Уход за велоцепью ").

Следует также внимательно следить за состоянием переднего и заднего переключателей скоростей, так как во время катания в них забивается большое количество снега, что явно не улучшает переключение.

Втулки и каретка.

Как было сказано выше, грязь с дороги отлично попадает в них через задеревеневшие сальники, а вот достать её оттуда можно только путём разборки втулки и каретки. Естественно, каких-то регулярных сроков обслуживания не существует - всё зависит от километража и условий, в которых эксплуатировался велосипед, однако рекомендуется производить полную разборку и чистку где-то раз в два месяца при средней интенсивности катания - иначе к лету придётся менять все подшипники, а может даже и эти детали в сборе. Конечно же при сборке следует не забыть смазать очищенные детали.

Рама.

Весьма сильно от зимнего катания на велосипеде страдает и рама, особенно не очень высокого качества. В результате резкого перепада температур (если, к примеру велосипед храниться у Вас в квартире) в лакокрасочном покрытии могут образовываться микротрещины, в которые попадает влага, замерзает там, и тем самым увеличивает их размеры. В итоге, металл, из которого изготовлена рама , подвергается прямому агрессивному воздействию соли и других дорожных реагентов, и в итоге рама может попросту поржаветь (конечно, если материал не устойчив к коррозии). В любом случае, стоит внимательно осматривать велосипед на предмет трещин или сколов в краске, и, в случае необходимости, подкрашивать их. Также, по возможности, старайтесь не выносить велосипед сразу на мороз из тепла или с мороза в тепло - лучше, оставлять его на время в помещении со средней температурой - например, в подъезде (при этом внимательно следите, чтобы Ваш велосипед не украли!).

Амортизаторы.

Наверняка у Вас на велосипеде есть хотя бы передний амортизатор, и хорошо, если он масляный или воздушный. Однако на большинстве велосипедов установлена вилка с эластомером внутри (грубо говоря, кусок резины или каучука, который обладает высокой эластичностью), который на морозе дубеет и перестаёт выполнять свои функции. В этом случае амортизационная вилка на Вашем велосипеде превращается в жёсткую. С этим поделать ничего уже нельзя - таково свойство материала. Впрочем, зимой можно погонять на велосипеде и с такой жёсткой вилкой.

С задним амортизатором на морозе случается примерно та же история - он хуже выполняет свои функции, и, как Вы уже догадались, с этим также остаётся только смириться.

При использовании всех видов вилок зимой рекомендуется после каждой поездки чистить грязь под резиновыми пыльниками, а если их вовсе нет, то неплохо бы было их надеть на зимний период.

Резюмируя вешесказанное, можно сделать вывод, что во время зимнего катания на велосипеде необходимо следить за его чистотой и своевременно устранять возникшие неполадки. В таком случае Вы получите огромное удовольствие от зимнего катания и не испортите свой велосипед. Кстати, некоторые велосипедисты специально для зимних велопутешествий приобретают себе второй велосипед - намного ниже уровнем, чем их основной (частенько в роли зимнего велосипеда выступают и "ашан-байки "), чтобы, в случае чего, просто его выкинуть и купить для этих же целей новый.

Техника езды на велосипеде зимой

Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:

  • при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
  • старайтесь избегать движения по узкой колее - при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
  • не стоит ездить по снежной каше - сил уходит много, а толку мало;
  • старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
  • старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
  • избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
  • постарайтесь подготовить велосипед к зиме, как это было описано выше и не пренебрегайте средствами безопасности.

Можно ли использовать велосипед зимой?

Многие убеждены, что единственный вариант подготовки велосипеда к зиме - тщательно его почистить и отправить в кладовку до весны. При этом мой личный опыт и опыт множества велосипедистов убедительно свидетельствует: кататься зимой можно, а при температуре до минус 15-20 градусов по Цельсию очень даже комфортно. Главное - грамотно подготовить к этому велосипед и…, конечно, себя. Итак, что нужно учесть, готовя свой зимний велосипед?



Дисковые гидравлические - идеальный вариант, их следует установить на оба . Если такой вариант слишком затратен - можете поставить дисковый лишь на одно, переднее, или же и вовсе обойтись механическими. Если нет возможности и для этого - обязательно установите очень качественные и соблюдайте предельную осторожность езды, не развивайте большую скорость. Всегда помните, что зимой на колодки и обод попадает снег, при торможении он тает, образуя смазку…в общем, эффективность тормозной системы снижена в разы, и это может сыграть с вами злую шутку.

Время от времени «просушивайте» тормоза: продолжайте крутить педали, при этом немного притормозите, чтобы очистить слой снега и льда с обода.


Частые металлические шипы на зимней резине для велосипеда - ваши лучшие друзья, спасающие даже при перемещении по раскатанному льду. Однако стоят они недешево и доступны далеко не всем. Из вариантов зимних покрышек попроще подойдут шины с редкими шипами. В таком случае, старайтесь избегать участков льда и кататься исключительно по утрамбованному снегу. Однако, при любых раскладах, избегайте совсем дешевых зимних шин неизвестных фирм: они имеют свойство терять эластичность и растрескиваться, кроме того, используемые зимой модели обязательно должны обладать свойством самоочищения, а самые простые варианты этой возможности лишены.

Зима завершилась, но судя по снегопаду в минувшие выходные, средняя полоса через сугробы будет продираться до конца апреля. Добавим прелести гололёда в уравнение… и вот, даже не знаешь, на чём передвигаться безопаснее. Поговорим об этом…

Зимнее катание на велосипеде, вопреки распространенному заблуждению, не требует никаких конкретных специализированных деталей или элементов одежды. Но чтобы катание в зимнее время было безопасным и комфортным, я дам несколько полезных советов начинающим.
Велосипед. В целом, при температуре воздуха до -10°C кататься можно абсолютно на любом велосипеде. Но если вы хотите передвигаться быстро, безопасно и без вреда для велосипеда и здоровья, вам стоит обратить внимание на некоторые элементы.

Тип велосипеда . Сейчас всё большее распространение получает фэтбайк, и это отличный вариант велосипеда для передвижения по рыхлому покрытию и целине. Если вы живете там, где плохо чистят дороги, то чем уже будет колесо, тем сложнее передвигаться. На фэте же ширина покрышки от 4 до 5,2 дюймов, что дает огромную площадь контакта. Отличным примером зимней велосипедной экспедиции может служить путешествие Кейт Лиминг через Антарктиду (1850 км).
При этом если у вас нет фэтбайка и вы не готовы тратить деньги на покупку второго велосипеда, то смело катайтесь на своем.

Покрышки . Первый вопрос, который возникает у начинающих – зимние или летние? Давайте разберёмся. Летние и зимние покрышки отличаются составом резины – она не дубеет на морозе. Технически, если у вас летняя резина с большими шипами и П-образным профилем, то можно вполне комфортно кататься и на ней (если резко не маневрировать). Но если посмотреть на это с точки зрения безопасности, то лучше купить зимнюю резину. И здесь есть две группы: зимняя без шипов и зимняя с шипами (она тоже делится на несколько групп).

Среди нешипованных вариантов можно назвать только NOKIAN Rollspeed W. Удобно на ней будет кататься только по очищенным дорогам, отличие от летней только в том, что она не дубеет морозе.

Лучше выбрать шипованную, и тут есть несколько вариантов. Существуют различия по количеству шипов и по форме, начнём с формы. Шипы бывают цилиндрические и конические, последние лучше держат при маневрировании на скользкой поверхности, но более дорогие. Цилиндры дешевле, но проскальзывают на льду при маневрировании.

По количеству шипов покрышки бывают от одно- до шестирядных. Идеальной для передвижения по чищенному городу однорядной покрышкой на цилиндрических шипах я бы назвал Schwalbe SNOW STUD. Но если смотреть с точки зрения практичности, то самой универсальной покрышкой для зимы смело можно назвать четырехрядную KENDA KLONDIKE, шипованную цилиндрическими шипами. По соотношению цена-качество-доступность она, пожалуй, самый лучший вариант. И, наконец, если вам нужно постоянно передвигаться по скользким поверхностям, то лучше, чем шестирядный Schwalbe ICE SPIKER PRO, шипованный коническими шипами, вам не найти.

Вилка . Многие пишут, что зимой кататься на вилке с амортизатором вредно, но на самом деле это не так. Устройство вилки максимально простое и надёжное, поэтому кататься зимой на такой вилке можно без всяких проблем. Единственная вилка, которая доставит неудобство – пружинно-эластомерная, так как эластомер дубеет на морозе, и вилка почти перестает работать. Все остальные типы вилок – пружинная, масляная, воздушная – будут работать. Вопрос только в правильной смазке, поэтому переходим к следующему пункту.

Смазка . Изначально велосипед не рассчитан на эксплуатацию при минусовых температурах. С завода идёт летняя смазка, которая дубеет при минусовых температурах. А когда смазка дубеет, она перестает выполнять свои функции – защитные и смазывающие. Поэтому если вы живете в регионе, где зима длится долго, то перед катальным сезоном стоит менять смазку на зимнюю в основных узлах – втулках, каретке, вилке и рулевой.

Педали и обувь . Пальцы ног и рук замерзают быстрее всего, так что их нужно правильно защищать. О руках мы ещё поговорим дальше, а сейчас – ноги. Если вы используете контактные педали, то вам нужны специальные неопреновые велобахилы на обувь и тёплые носки. Но контактная обувь не самая теплая, плюс быть пристегнутым к педалям на потенциально скользком покрытии не самая удачная идея, на мой взгляд. Поэтому я советую зимой использовать обычные «топталки», тёплые носки и зимнюю обувь. Для дополнительного утепления и защиты от ветра можно приобрести специальные зимние велобахилы (существуют варианты как для топталок, так и для контактов).

Одежда . Начнём с того, что выбор одежды зависит от планируемого темпа движения. Если это медленное и неспешное передвижение по парку, то одеваться стоит так, чтобы вам было тепло. Но если вы планируете «вкручивать» в темпе чуть больше прогулочного, вам стоит одеться правильно и полегче. Так чтобы, пока вы не разогреетесь, вам было прохладно, а не тепло. Разогревшись в тёплой одежде, вы получите две проблемы. Первая – перегрев, вторая – повышенное потение. Перегрев может привести к тепловому удару, а с учётом холода на улице так же может вызвать судороги. Вспотев, вы намокнете, и как только остановитесь, станете моментально замерзать, что часто приводит к воспалению лёгких и бронхов. Именно поэтому одеваться при активном зимнем катании нужно правильно.

Голова . Лучший вариант – флисовая балаклава и шлем. Шлем защитит вас от травм при каких-либо неприятностях, плюс он создает дополнительную защиту от ветра. Балаклава защищает шею (щитовидку, горло) и уши от обморожения.

Встречается мнение, что удобнее и правильнее кататься с повязкой на лице (бандана, маска, шарф), но на самом деле это не так. Когда вы дышите через ткань, на ней образуется конденсат и в дальнейшем мешает дыханию. Если же минус сильный, то ткань покрывается изморозью, что ещё больше мешает нормальному дыханию. Плюс часть тёплого воздуха с конденсатом поднимается из-под ткани вверх и покрывает реснички, которые слипаются, мешая моргать.
Еще есть нос, который особо не скроешь, и гайморовы пазухи. И то и другое нужно обязательно защитить, ибо скорости на велосипеде даже зимой превышают скорость ходьбы и бега, а значит встречный поток охлаждает уязвимые места, которые разогреты вашим движением. Самый оптимальный вариант для меня – зимний детский крем: продается почти в любой аптеке.

Ну и напоследок – глаза. Зимой, даже при небольшом минусе на скорости выше 10 км/час у вас начинают безбожно слезиться глаза, что мешает обзору, да и просто вредно для глаз. Если у вас нет очков или вы носите линзы, то лучше горнолыжной маски ничего не придумать. Если у вас, как в моем случае, нестандартное зрение и вам сложно (противопоказано) использовать линзы, а очки носить обязательно, есть два варианта: передвигаться помедленнее или купить специальные спортивные очки, куда ставятся одновременно и линзы с диоптриями и защитные стекла (обычно идут белые, желтые, черные и антибликовые).

Корпус . Стандартная тема для активного зимнего спорта – три слоя. Нижний – влагоотводящий (чаще всего специальное термобелье), средний – греющий (самый оптимальный вариант – флис) и верхний – ветрозащитный. Купить специальную куртку для зимнего катания на велосипеде в России не так просто, поэтому я нашел отличный заменитель – горнолыжная или сноубордическая куртка. Её крой позволяет удобно сидеть на велосипеде и не сковывает движения, часто у таких курток удлиненная спина, что дополнительно защищает поясницу (и все жизненно важные органы).

Руки . Лучше варежек для сноуборда пока ничего не придумали. Правда в варежках не так удобно работать с манетками фирмы shimano, если же у вас манетки sram или грипшифты, то смело берите варежки. В остальных случаях вам подойдут перчатки для горнолыжки, они чуть холоднее, но не критично, тем более что вопрос с теплозащитой зависит напрямую от бренда и вашего бюджета.

Ноги . Здесь есть два варианта: заранее заказать и купить достаточно дорогие штаны для зимы (в России таких просто нет, ближе всего находил из Германии), или купить две пары для комбинации. С первым вариантом все понятно, остановимся подробнее на втором. Когда вы вкручиваете зимой, вам важно защитить три области на ногах: паховую, переднюю бедренную группу мышц и колени. Самый простой и доступный вариант – поддеть лёгкие беговые леггинсы с тканью виндстоп (почти все будут с тканью именно на нужных местах), а сверху надеть зимние леггинсы-полукомбинезон с начёсом (купить такие без проблем можно в сети магазинов decathlon). Плюс полукомбинезон дополнительно защитит вам поясницу.
Одевшись таким образом вы без проблем сможете кататься зимой и не просто кататься, а получать от этого настоящее наслаждение.

Где кататься?
Да это не важно, всё зависит от вас и велосипеда, на фэте гораздо приятнее кататься там, где не чищено. Единственное что в зимний период (после выпадения снега) безопаснее кататься по тротуарам, а не по автомобильным дорогам, так как из-за снежных отвалов, которые не всегда успевают убирать, проезжая часть сужается, и передвижение становится неприятным и просто опасным. Лично я зимой практически не вылезаю на автомобильные дороги (а летом, в свою очередь, очень редко бываю на тротуарах).

Еще несколько советов
Следите за давлением в покрышках, если у вас не фэтбайк, то минимальное значение не должно опускаться ниже значения, указанного на борту покрышки, иначе это приведет к срыву клинчеров и, как следствие, разрыву покрышки или отрыву ниппеля (если у вас камерная версия). Помните, что на холоде воздух сжимается, поэтому если вы дома в тепле накачали до нижнего значения давления, на улице это значение уйдет за допустимый минимум.

Пятно контакта . Тут все зависит от того, где вы планируете катать и какая у вас покрышка. Если дорога покрыта лёгкой «кашей» из снега, то лучше накачать давление побольше, тогда пятно контакта уменьшится, и покрышка будет прорезать «кашу» до жёсткого грунта. Если же вам нужно передвигаться по твердой ровной поверхности или целине, то лучше спустить давление до минимума, тем самым увеличив пятно контакта.

Питьё . Пить обязательно, желательно горячее. Для велосипедов продаются специальные темобутылочки в держатель. Но туда влезают и обычные пол-литровые термосы. Но если у вас нет держателя, то термос можно возить в рюкзаке. Сладкий чай вполне подойдет.

Большинство велосипедистов в зимнее время если и не прекращают катать, то, как минимум снижают количество покатушек. Одним мешает ветер, другим мороз или снег, ну а третьи попросту опасаются простудных заболеваний. Но если правильно подготовиться к зимнему сезону, то, оказывается, зимой на велосипеде можно гонять ничуть не хуже, чем в теплое время года, а даже наоборот, испытать новые эмоции и получить бесценный опыт.

Плюсы зимнего катания

  • Падающий снег намного приятней, чем в летнее время.
  • Легкий морозец легче переносится организмом, чем изматывающая жара. К тому же, если чувствуете что продрогли, то можно ускориться и согреться.
  • Утрамбованный снег, скрывает ямы, а также досадные колючки, гвозди и прочие негативные элементы, ведущие к повреждениям или .
  • Снижается износ покрышек, так как сцепление со снегом намного слабей.
  • Катание на скользкой дороге, приравнивается к тренировкам по экстремальному вождению на авто, что позволит лучше узнавать возможности велосипеда, и оттачивать мастерство управления.

Как подготовить велосипед к зимнему сезону?

Конечно же, то, что хорошо для велосипеда летом, может пойти во вред зимой. И хотя зимний велосипед ничем не отличается от летнего варианта все же стоит отметить, что все элементы велосипеда, становятся жестче, начиная от систем торможения, заканчивая смазками.

Под действием низких температур, смазки загустевают, что приводит к снижению наката и износу подвижных элементов велосипеда. Рекомендовано на зимний вариант, устойчивый к изменениям температур.

Велосипеды и самокаты

Также стоит помнить и о том, что переход из теплого помещения на холодный воздух и наоборот, сказывается на перепадах , что следует учитывать при регулярном подкачивании.

На зимний период следует снять пластиковые элементы и . Пластик «дубеет» на морозе и становится хрупким, а жидкокристаллический экран велокомпьютера перестает функционировать.

Все элементы велосипеда должны быть сухими, чтобы избежать обледенения. Это значит, что после заезда.

Как подобрать экипировку для зимнего катания?

На самом деле, подготовка велосипеда к зимнему сезону едва ли является самым важным из этапов. Это скорее забота о своем «железном друге», чем о комфорте катания. Получить истинное удовольствие от катания зимой, можно только правильно подобрав , и она должна соответствовать следующим пунктам:

  • не уменьшать обзорность;
  • не должна быть громоздкой и сковывать движения;
  • должна быть ветро-, и водонепроницаемой;
  • должна иметь яркую, заметную расцветку и светоотражающие элементы.

Перед выездом на холодный воздух, следует . В это понятие входит:

  • термобелье;
  • верхняя одежда;
  • шапка;
  • защитные ;
  • защита тела от случайного падения.

Начнем с термобелья. Этот вариант одежды был изобретен для спортсменов, которые занимаются на протяжении круглого года.

Термобелье изготавливается из специальной ткани, которая великолепно тянется, сохраняет тепло и, самое главное, отводит от поверхности тела испарину. Благодаря тому, что тело остается сухим даже при интенсивном каденсе, велосипедист не замерзает.

Следующим слоем лучше всего использовать так называемые «флиски» или элементы одежды из флисовой ткани. Флис очень приятен, к телу, быстро сохнет и чудесно дополняет термобелье в качестве утепляющего слоя.

Обувь. Здесь мнения разделились, так как в громоздкой зимней обуви крутить педали не очень удобно, а в , которую используют летом попросту мерзнут ноги. Так что руководствуйтесь удобством для вас лично.

Одним из вариантов являются трекинговые ботинки, но следует помнить, что во время катания, стопы практически не двигаются, что может привести к замерзанию независимо от того насколько теплыми является обувь. Рекомендовано периодически останавливаться и энергично походить, чтобы восстановить циркуляцию крови и дать согреться стопам.

Верхняя одежда. Вот на этом моменте нужно остановиться подробней, так как именно грамотно подобранная куртка, является залогом комфортного катания.

В первую очередь, куртка должна быть относительно легкой, и не сковывать движения.

Далее материал. Куртка не должна промокать или продуваться ветром, но при этом пропускать воздух, чтобы избежать эффекта «термоса», когда тело от недостатка циркуляции воздуха, начинает покрываться испариной, что может привести к переохлаждению.

Конечно же, стоит позаботиться о руках и голове. Для сохранения тепла пальцам рук, подойдут флисовые перчатки или даже самые обычные горнолыжные. Главное, чтобы их объем не мешал или управлению рычагами тормозов.

Для головы отлично подходят шапки с ветронепроницаемой мембраной, а для защиты лица от морозного воздуха можно приобрести балаклаву. Только не гонитесь за балаклавами с модными рисунками в районе рта, так как в некоторых случаях, прорезиненный рисунок не даст свободно дышать.

Похожие публикации