Как узнать кто ты левша или правша. Правша или левша: как определить ведущую руку у ребёнка. Способы занятий с ребенком левшой

Мы знаем, что полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логику и речь, правое полушарие - за образность, целостность и эмоциональность (Читайте ). Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу. Так что вы можете проделать несколько упражнений и узнать, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания вы будете фиксировать на листке, какой тип реакции - ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ - проявился у вас. Отмечайте их буквами «П» и «Л».

Первое задание . Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Второе задание. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза!).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый.

Третье задание. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте.

Наконец, четвертое задание. Сначала немного поаплодируйте.

А теперь обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху - правая или левая. Теперь зафиксируйте этот результат на своем листке.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность. Третье - указывает на склонность к простодушию или кокетству, четвертое - на решительность или нерешительность характера.

А вот более подробное описание типов по результатам тестирования:

1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера.

Высокая контактность, но медленное привыкание.

5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины».

Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «в лоб», у них преобладает расчет, терпимость, «вязкость», замедленность в развитии отношений, некоторая холодность

6. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость.

Подверженность различным влияниям. Встречается только у женщин.

7. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения.

Чаще встречается у женщин.

8. Непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность. Встречается редко.

9. Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям.

Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т.п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

10. Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность.

Требует особо тщательного отношения к себе - тип «маленькой королевы».

11. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных целях.

Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения.

Такие люди не любят инфантильности.

12. Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению.

Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные «тормозные механизмы».

16. Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность «ослепительно» улыбаться.

Долгое время левшество считалось чуть ли не проявлением ущербности. Главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире, где превалируют правши. Но какие преимущества есть у левшей по сравнению с правшами? За последние годы накоплено много научных знаний, которые позволяют развить в левше то, что дано ему природой.

В чем причина?

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга с давних пор занимает ученые умы. Первым исследование мозга право- и леворуких людей провел в 1871 г. английский анатом Огл. Он обнаружил, что мозг левши зеркально симметричен мозгу праворукого человека. Но накопленный в дальнейшем материал не позволил выявить значительных анатомических различий, способных объяснить различия в функциях правого и левого полушария вообще и выбор ведущей руки в частности. Точного объяснения природы леворукости до сих пор нет. Большинство придерживается версии, что выбор в качестве рабочей правой или левой руки зависит от двух генов (один ген определяет полушарие, контролирующее речь, другой - какой рукой будет управлять “речевое” полушарие). За роль наследственности говорит и тот факт, что вероятность рождения левши у праворуких родителей не превышает 2%, если же один родитель левша, то она увеличивается до 17%, а у обоих родителей-левшей - до 46%. Агентство новостей ВВС сообщило об исследовании, проведенном шведскими учеными, в результате которого выявлено, что у беременных женщин, которым делали УЗИ на поздних сроках беременности, на 32% увеличивается вероятность родить левшу.

Полные или частичные

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

В чем разница?

Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам обработки информации.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать. Как правило, левши - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Картины художников - левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей (например, Билл Гейтс).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца сформированны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Как определить левшу?

Многие психологические тесты по определению ведущего полушария предлагают прежде всего определить ведущую руку, ухо, глаз, ногу. И это вполне оправдано, ведь исследования показывают, что преобладания самого по себе полушария у левшей и правшей незначительны, а в случаях стрессовой ситуации эта разница вовсе исчезает. Но мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Но между полушариями мозга есть еще особенность: они контролируют части тела перекрестно: правое полушарие - левый глаз, левое ухо, левые ногу и руку, и, наоборот, левое полушарие - правый глаз, правое ухо, правые ногу и руку. Казалось бы, из этого должно следовать, что если правое полушарие ведущее, то должны быть ведущими все эти четыре части тела. На самом деле у здорового человека могут быть односторонними только три части тела, например: глаз, ухо, рука - левые, а нога - правая.

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, разработанные для взрослых, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха взрослым предлагают слушать множество слов через наушники (причем в каждый из наушников передаются другие слова). По тому, сколько слов запомнил взрослый через правое и левое ухо определяется “доминантность” уха.

Доминантность рук определяется через 3 разных теста:

  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.
  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.
  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

Если после исследования выяснится, что у вас преобладает то правая, то левая рука - возможно, вы скрытый “левша”.

Доминирование ноги измеряют как среднюю длину шага. “В быту” понаблюдайте: на каком боку вы засыпаете, какую ногу прижимаете к себе. Ведущая нога обычно оказывается “под телом”, поскольку организм таким образом “гасит” лишние импульсы от слишком активной части тела. Если засыпаете на правом боку - то у вас ведущая правая нога, на левом - левая. Если же вы засыпаете на спине или животе, то попросите кого-то понаблюдать, на какую сторону вы переворачиваетесь прежде всего - на правую или на левую.

Конечно, если вы уже определили свою полушарность, то хотелось бы и детишек “протестировать”. Даже для совсем маленьких детей можно это сделать при помощи увлекательной игры.

Ведущий глаз Приготовьте несколько ярких небольших игрушек, положите в коробочку, в которой есть отверстие только для одного глаза. Пускай малыш заглядывает в отверстие и угадывает, какая игрушка там спрятана, а вы фиксируйте, каким глазом он смотрит при этом. Меняйте игрушки. Ведущий глаз будет подглядывать чаще.

Ведущее ухо Приготовьте несколько игрушек с разным звучанием: колокольчик, пищалку, погремушку, коробочку с горохом, часы и т.д. Завяжите ребенку глаза. Не давая малышу предмет в руки (чтобы не было узнавания наощупь), дайте ему “прозвучать”, располагая его перед лицом малыша. Следите, каким ухом ребенок пытается слушать (в какую сторону поворачивает головку).

Ведущая рука Также определяется несколькими выборами предметов: предлагайте ребенку игрушки, предметы (в т.ч. ложку, карандаш), следите, какой рукой он их берет. Правда, готовьтесь к тому, что предметы малыш берет правой рукой, а при письме ему удобнее будет писать левой. Если малыш не может никак выбрать ведущую руку (к сожалению, это может продолжаться и до 9-10 лет), пораньше давайте писать обеими руками (по очереди).. Если малыш амбидекстр (обоерукий), то лучше учить писать правой. Если левша - посоветуйтесь со специалистами, как вкладывать карандаш, как приучать руку к письму.

Если большинство тестов определили ведущую левую сторону тела - малыш правополушарный. Если ведущая правая сторона тела - левополушарный.

Как помочь левше?

Если у ребенка ведущий глаз левый, а ведущая рука правая, можно помочь ему научиться читать следующим образом. Помечайте цветным карандашом букву, с которой нужно начинать чтение, а чертой, проведенной сверху вниз, фиксируйте направление глаз при чтении. При зеркальном написании букв - предложите ребенку сконструировать по образцу буквы из палочек разной длины и полукругов или обводить буквы, написанные пунктирными линиями со стрелками, показывающими откуда начинать и куда вести линию. Хорошо вместе с ребенком проговаривать план написания (например, сначала рисуем немного наклонную прямую линию, затем конец ее закругляем и дорисовываем круг - получается цифра “6”).

, Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое - за правую.
В левом полушарии расположены речевые центры и происходит переработка всей информации с помощью словесно-знаковых систем. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные связи, цепочки. Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, последовательным. Левому полушарию свойственно рационально-логическое мышление. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное. Его называют эмоциональным, интуитивным. Ему свойственно пространственно-образное мышление. Итак, наши полушария не равноценны. И среди людей встречаются те, которые предпочитают больше «пользоваться» левым полушарием (это, как правило, люди с хорошо развитым логическим мышлением), другие - правым (это, как правило, люди с хорошо развитым образным, творческим мышлением). Можно выделить три типа людей с предпочтением того или иного полушария:
первый тип - правши. Это люди, у которых, как правило, доминирует левое полушарие;
второй тип- левши. У таких людей, как правило, доминирует правое полушарие;
третий тип - амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой. Ведущее полушарие можно определить не только с помощью сложных медицинских исследований, существуют и простые тесты. Предлагаем вам очень простой психологический тест, определяющий тип личности по ведущим глазу и руке. Выполните четыре несложные манипуляции: 1. Переплетите пальцы рук. Какой палец оказался сверху: правой или левой руки? Запишите результат - Л или П. 2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается, если вы закрыли правый глаз или левый? Запишите результат. 3. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху: запишите результат. 4. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху. Запишите результат. Теперь посмотрим, что у вас получилось:
ПППП - консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем и способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин). ПЛЛЛ - этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов; эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но не навязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, среди мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к необдуманным поступкам.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Как можно заметить, ЛЛЛЛ соответствует «художественному» типу, а ПППП присуще «мыслителям». Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие.

Когда у ребенка следует определять ведущую руку?
Исследования в данной области показывают, что у детей до двух лет главной может быть то правая, то левая руки. А в следующие два года обычно одинаково активны обе.
Окончательно формируется предпочтение одной руки перед другой в возрасте 4 - 5 лет. В этот период и необходимо большое родительское участие. Родители должны выяснить точно, предпочтение какой руке отдает ребенок. Особенно это важно, когда малыш начинает писать и при поступлении в школу.
Если вашему ребенку уже 4 года, и вы отмечаете у него предпочтение левой руки, и тем более среди родственников есть леворукие, то, скорее всего, ваш ребенок - левша. Это его очень важная индивидуальная особенность. Не старайтесь переучивать его. Переучивание левши - это вмешательство в сложный процесс развития ребенка. Это может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Это также может влиять и на познавательные способности ребенка. При жестком переучивании вы можете получить ребенка-невротика. Поговорите об этом с педагогами вашего ребенка и выскажите свою позицию. Как можно определить ведущую руку у ребенка?
Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения:
  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит);
  • открыть (отвинтить) пробку на пузырьке;
  • проделать «сорока-сорока» (водить пальцем одной руки на ладони другой).
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил: как можно меньше показывать самому, можно проделывать тесты в игровой форме.
При проведении теста нельзя спрашивать: «Покажи, какой рукой ты гладишь котика». Следует говорить: «Покажи, как ты гладишь котика».
В каждом тесте одна рука играет пассивную роль, другая - активную.
Для определения ведущего полушария у ребенка необходимо определить ведущие ухо и глаз. Определение ведущего глаза.
Ребенку дается лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка. Определение ведущего уха.
Ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ним строго по центру. Каким ухом малыш будет слушать, то ухо ведущее.
Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом - Левополушарники («мыслители»).
Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом - Правополушарники («художники»).
Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом - Смешанный тип.
Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом - Смешанный тип.
Леворукие - Яркие правополушарники («художники»).

Статья взята с интересного и полезного сайта "Детские сады, отзывы родителей"

Пробуя самостоятельно брать игрушки. Если он это делает чаще левой рукой – это не сигнал к беспокойству. Важно понять, левша ребёнок или правша, чтобы не нужно было заниматься переучиванием. Быть левшой совсем не плохо, возможно, малыш станет вундеркиндом.

Если чадо левша – не стоит исправлять это. Таким образом выражается исключительность функционирования мозга. Левое полушарие головного мозга является регулятором деятельности правой стороны тела, правое полушарие – за левую. Доминантность одной стороны над другой определяет левша ребёнок или правша.

На первых порах достаточно сложно понять это по той причине, что кроха одинаково владеет обеими руками. Это обстоятельство абсолютно нормальное. Это знак того, что оба полушария по-разному развиваются. Со временем это придёт в равновесие.

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого . Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.


1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.


Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

Многие родители, заметив, что ребенок предпочитает играть, рисовать, писать или есть левой рукой, сразу же впадают в панику, сравнивая леворукость чуть ли не с серьезными заболеваниями. Они пытаются “отучить” ребенка быть левшой, выдергивают у него из руки ручку или ложку, стараются доказать, что правой писать удобнее, а порой даже ругают ребенка за его врожденную особенность - леворукость. Не передать словами, какой стресс испытывает ребенок левша, когда его собственные родители готовы чуть ли не тащить его к психологу, чтобы избавить от этого дефекта, родственники и близкие в ужасе охают: “Левша?! Ужас какой, бедная малютка!”, а сверстники сторонятся и, частенько, опускаются до издевательств.

Не надо переживать, если ребенок левша, просто примите это как есть

Чтобы предотвратить все вышеперечисленное и не превратить своего ребенка в забитого и закомплексованного подростка с девиантным поведением, следует вовремя определить - ребенок левша или правша. Если же выйдет так, что малыш все-таки левша - не нужно печалиться и пытаться его переучивать, ведь зная правильный подход к обучению леворуких детей, из него может вырастить очень умного и способного человека.

Что такое леворукость и праворукость?

Леворукость - это активное использование левой руки во время работы, доминирование правого полушария головного мозга над левым. Она может быть внешне не заметна (если в детстве переучили), но в стрессовых и требующих быстрого вмешательства ситуациях скрытая леворукость может проявится.

Например, в повседневности человек может орудовать и правой рукой, но при попытке поймать падающий со стола стакан, скрытый левша рефлекторно потянется к нему левой рукой. Также есть одна особенность: если попросить левшу переплести пальцы рук, сверху ляжет палец левой, а не правой руки.

Праворукость - это активное использование правой руки во время работы. Доминирование левого полушария головного мозга над левым.



В младшем возрасте ребенок может орудовать обеими руками, леворукость же определяется к четырем годам

Когда начинает проявляться леворукость?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ученые утверждают, что леворукость и праворукость формируются уже на второй-третий месяц жизни, но до трех лет малыш может орудовать обеими руками с одинаковой активностью, сей факт говорит о том, что доминантность полушарий головного мозга еще не определена. Взрослым не стоит поторапливать малыша для определения его ведущей руки, пока ему не исполнится 4-5 лет, но к этому времени родители должны определить праворукость или леворукость своего ребенка, ведь именно в этом возрасте начинается подготовка к школе и усиленное развитие мелкой моторики ведущей руки.

Незнание родителей о леворукости чада может пагубно сказаться на обучении и развитии, а попытки сделать из левши правшу, лишь отобьют у ребенка всякое желание заниматься и обучаться письму.

Как определить, левша или правша ребенок?

Узнать можно и просто наблюдая за малышом, достаточно лишь проследить, какой рукой малыш берет предметы, пишет, рисует, ест или играет. Также для определения можно воспользоваться специальными тестами для определения леворукости.

Для определения важно:

  • все задания необходимо проводить только в игровой форме;
  • нельзя рассказывать ребенку о том, что вы проводите тест на определение ведущей руки;
  • малыш должен быть расслаблен и чувствовать себя непринужденно;
  • особенно следует наблюдать за теми действиями ребенка, которым его еще не обучали;
  • во время проведения теста все вещи должны быть спрятаны в коробку, доставать их следует по мере необходимости;
  • доставая вещи, их следует класть перед ребенком на одинаковом расстоянии от обеих рук;
  • подготовьте жетоны (вырезав из яркого картона кругляшки) и поощряйте ими малыша, также пообещайте затем поменять все его выигранные жетоны на приз (это может быть шоколадка, игрушка, поход в парк - что угодно).

Определение ведущей руки следует выполнять в игровой форме или тайно, посматривая, какой рукой чаще пользуется малыш

Как пройти тест на леворукость?

Моторика :

  • завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
  • предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
  • положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.

Ловкость :

  • предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
  • бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).


Веселые игры и другие занятия помогут определить ведущую руку ребенка

Рутина :

  • предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.

Креативность :

  • дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.

Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.

В чем уникальность левши?

У левшей более активно правое полушарие мозга, которое отвечает за креативность и фантазию, поэтому из левшей вырастают отличные художники, писатели и музыканты. Левши отличаются импульсивностью, повышенной эмоциональностью и ранимостью, именно поэтому не следует акцентировать внимание на их особенности, а тем более пытаться их переучивать. Так дети все воспринимают в штыки.

Многие люди также используют свою особенность в спорте и активных играх, ведь противникам сложно понять ход рабочей руки левши (например: единоборства, бадминтон, теннис, фехтование и прочее, где требуется активное участие ведущей руки). Левша и правша не имеют разницы в умственном развитии, но первые часто предлагает необычные решения математическим задачам.



В школе левше будет труднее, чем правше, поэтому приобретите канцтовары и прописи, подходящие для ребенка, а в случае снижения оценок из-за почерка, поговорите с учителем
  • Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу, это может привести к категорическому отказу ребенка от обучения. Также не стоит акцентировать внимание на непохожести и неправильности малыша. Попытайтесь убедить его, что он вовсе не ненормальный, а уникальный и особенный.
  • Поговорите с учителем или воспитателем и предупредите об особенности, также скажите, что вы против того, чтобы вашего ребенка насильно заставляли писать правой рукой.
  • Купите специальные принадлежности для левшей (качественные выпускаются фирмой Mamped).
  • Для письма приобретите ребенку ручки лайнеры или рапидографы, они имеют стойкие чернила, которые не будут размазываться рукой, что сделает почерк аккуратнее.
  • Если вы узнаете, что учитель занижает оценки из-за почерка или неправильного наклона букв - сразу идете в школу, обговаривайте ситуацию с учителем, либо с директором.
  • Вероятно и такое, что ваше чадо будет подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Не советуем сразу бежать разбираться с детьми. Какой бы нравоучительный и воспитательный разговор вы бы с ними ни провели, ситуации это вряд ли поможет, а возможно и наоборот, одноклассники лишь пуще начнут смеяться. Лучше всего поговорить с самим ребенком, объяснить ему, что он должен уметь постоять за себя, либо же обговорить ситуацию с родителями на собрании, но не с детьми.
  • Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним все на свете, он должен видеть в вас друга и не бояться вам довериться, так будет легче узнавать о проблемах, с которыми он сталкивается.
  • В некоторых, запущенных случаях, когда, например, ученику так и продолжили снижать оценки за почерк и пытаться переучить его, а сверстники и дальше пускают шутки и издевки в его сторону, малыш может превратится в очень нервного, замкнутого, необщительного и неконтролируемого подростка. В таких случаях нужно без промедления идти к психологу за профессиональным советом.

Похожие публикации