Детство Чичикова, или почему он вырос человеком с таким характером? Сочинение на тему: Детство и жизнь Чичикова (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души») Воспитание чичикова кратко

Создание поэмы "Мертвые души" пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. "Мертвые души" очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что великий полководец сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее "Я" персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на "ты", хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение "копейке". И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, "первонакопитель", который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Собакевич - характеристика героя романа "Мертвые души"
  • Коробочка ("Мертвые души"): характеристика по плану
  • Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Детство и семья Чичикова в поэме "Мертвые души"

Чичиков по происхождению - бедный дворянин:

«... Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает...»

Известно, что отец Чичикова владел всего одной семьей крепостных крестьян:

«... кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме...»

Чичиков почти ничего не получил в наследство от бедного отца:

«... В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой...»

В детстве у Павла Чичикова не было ни друзей, ни товарищей:

«... Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!...»

Семья Чичикова жила в крестьянском доме, в маленькой горнице. Этот дом не похож на традиционное жилье дворян:

«... Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето...»

Отец Чичикова все время болел:

«... отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу...»

Известно, что отец был суров к маленькому Павлуше и не проявлял к нему теплых чувств:

«... При расставании слез не было пролито из родительских глаз...»

«... знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост...»

Когда маленький Павлуша Чичиков делал что-то не так, отец драл ему уши:

«... вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев...»

Чичиков помнит мало деталей из своего детства:

«... вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память...»

Образование Чичикова Воспитанием и образованием Чичикова занимался его отец, который серьезно повлиял на мировоззрение сына. Когда Чичиков подрос, отец отвез его в город к старой родственнице. Город находился в трех днях езды от деревни Чичиковых. В городе маленький Чичиков поступил в училище:

«... на третий день утром добрались до города [...] Тут жила родственница их, дряблая старушонка [...] Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища...»

В училище Павлуша не отличался особенным умом. Зато он был очень прилежным и опрятным учеником:

«...Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию [...] Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем...»

Еще в училище Чичиков научился угождать начальству:

«... В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно...»

После училища Чичиков поступил на службу и начал свою карьеру. В карьере господина Чичикова были взлеты и падения - в основном, из-за его хитрости и желании быстро и нечестно заработать большой капитал.

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере, родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном, и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Чичиков

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привел Бог заплакать», – произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…»

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

  • Смирно сидит на лавке.
  • Не выказывает остроумия.
  • Умело соблюдает тишину.
  • Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.
  • Подает треух учителю.
  • Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

«Надул, сильно надул…».

Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Надул, надул, чертов сын!».

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.



После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

«Темно и скромно происхождение…»

Героя поэмы «Мертвые души». Стремление угождать он сделал основой отношений с людьми. «Беречь копейку» - правилом жизни. Павел идет к поставленной цели, но судьба испытывает юношу. Недальновидность и желание быстро разбогатеть приводят к потерям. Нечестные дела и авантюры рождаются в голове после каждого падения. Классик показывает, как появился делец со страшной и подлой душой, способной на покупку людей, покинувших мир живых. Предприимчивые Чичиковы приходят на смену помещикам, представленным писателем в поэме.

Композитор Альфред Шнитке написал сюиту «Детство Чичикова». «Мертвые души», поэма Гоголя, из которой был взят этот отрывок, является украшением не только лишь российскей, да и мировой литературы.

Маленький очерк о детстве героя

Маленький отрывок из одиннадцатой, последней главы книжки, написанный создателем так живо и образно, вдохновил композитора на то, чтоб выразить средствами музыки серенькое, безотрадное детство. Чичиков, главный герой поэмы, помня о собственных детских годах, всю следующую жизнь всеми правдами и неправдами пробовал достигнуть в обществе определенного положения. Н. В. Гоголь блестящим языком двумя-тремя фразами профессионально обрисовал убогость существования малеханького Павла в родном доме. Что может сравниться с фразой о том, как «жизнь посмотрела» на малыша! Кисло-неприютный взор, ну и еще через занесенное снегом мерклое оконце. Сходу становится ясно, что рос мальчишка без родительской ласки (отец болел, а мама ухаживала за ним), одиноким, без гулких друзей-товарищей, заброшенным. А ведь самая веселая и беспечная пора жизни - это детство! Чичиков, можно сказать, был лишен его.

Причины, формирующие нрав

В предстоящей жизни отсутствие друзей не тяготило Павлушу. Этому содействовали, с одной стороны, привычка всегда быть в одиночестве, с другой - науськивания отца, решившего, может быть, единственный раз в жизни побеседовать с отпрыском по душам. Малеханького Чичикова повезли в примыкающий город определять в училище. Лошаденка Сорока лишь на 3-ий денек с утра доставила путников к месту предназначения – к далекой родственнице. И снова вокруг плохо скрываемая бедность, серость и убогость. Начинаются годы обучения, длится детство. Чичиков прекрасно усвоил советы отца, главный из которых был об умении угождать полностью всем, в особенности начальникам и учителям, соученикам богатым и полезным. Умение тонко льстить он отрабатывал в течение всей предстоящей жизни. И, как свидетельствует создатель, Чичиков умел произвести на общество самое подходящее воспоминание.

Типичные таланты Чичикова

Изворотливость головного героя – движущая сила сюжета произведения. Предприимчивый, инициативный, угодливый и беспринципиальный - перед ним могло открыться красивое будущее, другими словами он сумел бы достигнуть того, к чему так стремился. Не имея особенных талантов, он с различием кончает училище. За примерное и благонадежное поведение ему вручают отличительный подарок - книжку с золотыми знаками. Но, невзирая на похвалы учителей, спекулировать Павлуша научился еще в стенках училища. Герой произведения не был каким-то исключением, он был продуктом системы и общества.

Детство Чичиков не вспоминал с тягостным чувством - он не голодовал, был упитанным мальчуганом, ему просто не необходимы были обыденные детские забавы. Вся энергия, все его таланты были ориентированы, согласно отцовским советам, на накопительство. Гоголь обрисовывает то, как герой боготворил средства: когда мальчишка скопил 5 рублей, он сложил их в мешочек, который зашил и упрятал в матрас, потом стал накапливать далее. Еще одним его талантом было умение посиживать бездвижно в течение всего урока и, не мигая, глядеть в рот учителю, вроде бы саркастические соученики ни пробовали его расшевелить толканием и щипками.

Божество, которому молится герой

Прощальная речь отца была посвящена силе копейки. Она, и только она, – и самый верный друг, и самый надежный товарищ, – никогда не кинет и вынет из хоть какой неудачи. И все годы учебы Павлуша без утомились добывал копеечку. Он и мышку выдрессировал, а позже прибыльно продал, и птицу смастерил с этой же целью. Пользуясь безалаберностью соучеников, Чичиков заблаговременно брал пирожки и бублики, а дождавшись, когда они проголодаются, продавал еду по стоимости, зависящей от аппетита покупателя. На самом деле собственной, он был инициативный и профессиональный бизнесмен. Такой образ Чичикова. Детство наложило, непременно, собственный отпечаток на его нрав, но совсем сформировало его характеры общество.

Похожие публикации