Что читать ребенку в 3 года. Что читать ребенку в три года? Учимся читать слова: как проходит обучение

Домашняя библиотека детей 3-4 лет не отличается большим разнообразием книг. Малышей, как правило, заинтересовывают одна-две книги, которые они готовы слушать изо дня в день. Однако прочитанная десятки раз, выученная наизусть и мамой, и ребенком, любимая книжка все-таки надоедает. Начинается поиск чего-нибудь нового, еще неизведанного. Ищет, конечно же, мама. Хочется учесть и интересы ребенка. Некоторые малыши обожают истории про животных, другие могут быть увлечены детскими познавательными энциклопедиями, а другим достаточно и ярких картинок. Впрочем, среди огромного списка детской литературы есть произведения, увлекающие всех детей от трех и до пяти лет. Давайте о них и поговорим.

Стихи разных авторов

Стихи – это благодатный материал, великолепно развивающий у ребенка умение говорить и чувствовать ритм слов. Веселые и поучительные, они близки малышам 3 лет, и хорошо запоминаются и в четыре года, и в 5 лет. Среди авторов стихов такие гранды нашей литературы, как Агния Барто, Юнна Мориц, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Валентин Берестов, Борис Заходер. Приведем лишь небольшой список лучших произведений:

  • сказка «Медвежонок-невежа», сборник стихов под общим названием«Девочка Чумазая», «Машенька» Агнии Барто;
  • книга «Усатый-полосатый», мудрая сказка о глупом мышонке, «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», нравоучительный «Кошкин дом» Самуила Маршка;
  • захватывающий «Айболит», веселая «Муха-Цокотуха», поучительный «Мойдодыр», забавная «Путаница» Корнея Чуковского;
  • хорошо известное «А что у вас?», знаменитый «Дядя Степа», про «Фому» и «Мой щенок» Маршака.

Многие из этих стихотворений читали и сегодняшним мамам. Хорошо запоминающиеся, с интересным сюжетом, они любимы многими поколениями. Для трехлеток и детей постарше писал и А.С. Пушкин. Малыши хорошо реагируют на «Золотую рыбку» великого русского поэта. Позже можно предложить маленькому сокровищу другие сказки русского классика, например, «Сказку о Царе Салтане».

Сказки русские и зарубежные

Главная литература детства – это сказки. Народный фольклор и истории, придуманные профессиональными писателями, всегда поучительны и глубоки по содержанию, даже если это всем знакомый «Колобок». Родители должны выбирать для чтения 3-4 летним детишкам «правильные» сказки.

Такие, например, как про «Машу и трех медведей», «Теремок», о «Волке и семерых козлятах», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Репка». Незнакомые произведения лучше сначала прочитать взрослым. Русские и зарубежные сказки не всегда отличаются легкостью восприятия для малышей. Они изобилуют устаревшими, непонятными для крох словами, могут нести сомнительную мораль. Выбирайте сказки, которые вы хорошо знаете сами, или те, что рекомендуют специалисты по детскому чтению. Внимательно изучайте содержимое книги.

Современные писатели детям

Безусловным лидером среди современных детских писателей можно считать Эдуарда Успенского. Многие его произведения послужили сюжетом для знаменитых советских мультфильмов. Всемирно известный “Чебурашка”, покоривший миллионы маленьких сердец, рассудительный Крокодил Гена и шаловливая обезьянка Анфиса – дети обожают их. Ребятишкам 4-5 летнего возраста обязательно прочтите про троицу из “Простоквашино”.

Предлагаем видео-обзор мамы 3-х любимым книг: “Трое из Простоквашино”, “Винни Пух”, “Малыш и Карлсон”.

Рассказы Виктора Сутеева с красочными иллюстрациями, что удваивает интерес малышей к этой книге. Незатейливые, но поучительные сюжеты «Палочки-выручалочки», «Кто сказал «Мяу», «Мешок яблок», несут огромный социальный подтекст. Учат поступать справедливо, делать добро, уважать окружающих. Прекрасный материал, помогающий в воспитании главных качеств человека. История про цыпленка и утенка наглядно показывает, почему не стоит быть «повторюшей» и надо всегда иметь собственное мнение. Книги других авторов:

  1. Григорий Остер – «38 попугаев», или трогательный рассказ про котенка по имени Гав, «Приключения Пифа».
  2. Алан Милн – «Винни-Пух и все-все-все».
  3. Николай Носов – серия рассказов о «Незнайке и его друзьях», «Живая шляпа», «Мишкина каша».
  4. Галина Александров – веселая эпопея про Домовенка Кузю.
  5. Д. Ч. Харрис, который подарил миру детства сказки дядюшки Римуса.
  6. Всеволод Нестайко – «Лесная школа».
  7. Сергей Козлов – «Львенок и Черепаха» и «Трям! Здравствуйте!».
  8. Виталий Бианки – «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил».
  9. Александр Волков написал много интересных книг, но для малышей старше трех лет подходит, пожалуй, только «Волшебник изумрудного города».

Язык произведений для малышей должен быть легким для восприятия в 3-5 лет. Текст, перегруженный непонятными словами, быстро наскучит ребенку и не принесет пользы. Для 3-х летнего малыша выбирайте книги с короткими сюжетами. Как правило, сказку читают на ночь, но можно это сделать и дневное время, ведь насыщенный событиями день приводит к усталости малыша, и любая информация воспринимается им плохо.

Развивающие книги для малышей

Активити-книжки (Робинс)

Активити-книжки, среди которых стоит отметить «Окружающий мир малыша» из серии Робинс. Книга состоит из игровых задач, дополненных страницами для раскраски и наклейками. Выполняя несложные задания, ребенок учится сравнивать свойства животных, сопоставлять с другими представителями животного мира, узнает новых зверушек.

Разработана для трехлеток и старше. Какие навыки помогает развить: мелкую моторику, восприятие, память, воображение, логическое мышление, внимание.

В активити-книжку входят: веселые яркие картинки, школьная атрибутика и животный мир, природа, первые предметы.







Серия «Школа семи гномов» (Мозаика-Синтез)

Для 3-4 лет выбираем книгу «Развитие речи». Первый сборник – . Отличается богатым набором занимательных игр с их подробным описанием. Позволяет научить малыша правильно и точно излагать свои мысли вслух, способствует пополнению словарного запаса. Тексты заданий дополняются множеством наклеек в виде веселых гномов. Игровой процесс увлекает детей, а гномики помогают легче усваивать развивающие материалы.

Второй сборник – . Состоит из 14 занятий, обучающих словообразованию. Пособие знакомит кроху с одинаковыми по звучанию словами, но означающими разные действия и предметы. Приводятся примеры антонимов, незаменяемых существительных, подготавливая маленького человечка к правилам и основам русского языка. Материалы поданы в игровой форме, наиболее доступной для ребенка в этом возрасте.



“Счет, форма, величина” (3+ и 4+) – еще один сборник серии, подготавливающий к освоению различных математических действий. Учит счету, помогает научиться различать и сопоставлять такие понятия, как «много» и «один». Ведет к освоению «равенства» и «неравенства», сортировки предметов по размерам и формам. Обогащает словарный запас такими словами, как «толще», «короче», «тоньше», «длиннее».



Мои первые открытия (Клевр Медиа Групп)

“Знакомимся с математикой. 3-4 года”. Сборник предназначен для первого знакомства малышей с основами арифметики. Формирует правильное представление о числах, размерах, количествах. Сухие цифры предстают перед ребенком в виде ярких составляющих окружающего мира. Познавая азы математики, кроха учится выбору и сравнению, размышлению и группированию. Сборник помогает:

  • получить первое представление о математике;
  • выучить счет с небольшими цифрами;
  • формирует пространственное и абстрактное мышление.





Тоже входит в серию «Мои первые открытия» от Клевер Медиа Групп. Состоит из 4 разделов: письмо, чтение, математика и окружающий мир. Разделы объединены общей задаче – подвигнуть малыша к расширенному познанию мира.

Приведенные в тетради задания можно выполнять не подряд, а ориентируясь на интерес сына или дочки. Для удобства освоения материалов разделы обозначены разными фонами, цветовой индикацией, забавным персонажем. Такое оформление облегчает работу с тетрадей родителям.







Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Обзор художественных произведений для детей 3-4 лет поможет родителям при выборе книг для малышей. А приведенный в статье список развивающих книг сориентирует мам и пап при покупке обучающих пособий для детей 3-4 лет.

Книги для детей 3-4 лет: лучшие художественные произведения

Стихи Агнии Барто

Цикл стихотворений «Младший брат»

В сборник входит 18 стихотворений, посвященных маленькому мальчику Андрюше, двум его старшим сестрам Марине и Свете, а также их родителям. Барто показывает, как изменился мир с появлением маленького Андрея, рассказывает о трепетном отношении к нему сестер. Все стихотворения пропитаны любовью, добротой и заботой, но не лишены и юмористической нотки.

Цикл стихотворений «Вовка — добрая душа»

В этом сборнике стихов главный герой — «паренек светловолосый» Вовка. Для многих родителей и других детей он – пример для подражания. С самого утра он из окна здоровается с прохожими, заставляя их улыбаться, приходит на помощь девочке, у которой нет старшего брата, нянчится с малышами, с которыми не справляются их бабушки. Стихи о правильных и неправильных поступках, доброте, вежливости, взаимопомощи.

Благодаря этим стихотворениям Барто ребенок получает представление о правильном и неправильном, у него с детства начинает формироваться четкая жизненная позиция.

Сергей Михалков «Дядя Степа»

Эту книгу помнят и любят с детства многие родители, поэтому с удовольствием читают ее своим детям. Дядя Степа – настоящий герой, прекрасный пример для подражания, человек, всегда готовый прийти на помощь, он учит ребят добру, любви к Родине, взаимопомощи между людьми.

Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все» (перевод Бориса Заходера)

Многим детям знаком жизнерадостный, веселый медвежонок Винни-Пух, который очень любит подкрепиться, по советским мультфильмам Федора Хитрука. Хорошая книга для проведения вечера с ребенком за чтением любимых сказок.

Английский писатель знакомит родителей и юных читателей с удивительным миром его сынишки Кристофера Робина и его плюшевых друзей. В этом выдуманном сказочном лесу хорошо и уютно. Книга учит умению дружить и дорожить своими друзьями в любом возрасте. Дарит радость и хорошее настроение. С возрастом в этой книге можно открывать все новые аспекты.

Произведения Г. Цыферова для детей 3-4 лет

«Паровозик из Ромашково»

Паровозик опаздывал из-за того, что по дороге он любовался первыми ландышами, слушал пение соловья, встречал восход солнца. Поначалу все пассажиры не понимали милого паровозика, ведь для них главнее было не опоздать на станцию, но потом они поняли, что важнее не опоздать на всю жизнь.

«Дневник медвежонка»

Рассказ повествует об одном медвежонке, который был очень маленьким и со многими вещами знакомился впервые и всему удивлялся. Даже о том, что он – медвежонок, он узнал совсем недавно. Этот медвежонок часто попадает в веселые истории, поэтому он их записывает в дневник, ведь когда он вырастет, с ним будут случаться только большие и серьезные истории, но он будет открывать свой дневничок и перечитывать свои записи, вспоминать о детстве и смеяться над теми смешными историями.

«Про чудака лягушонка»

Главный герой этой книги становится любимцем детей с первых страниц, хотя он и чудак, но добрый и отзывчивый.

Лилиан Мур «Крошка Енот, и тот, кто сидит в пруду»

Книга о том, что нужно быть добрее к окружающим, встречать с улыбкой, а не с палкой и враждой, тогда и в ответ на доброту будет только добро.

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Большая книга с историями о непослушном деревянном мальчишке Буратино и его приключениях. Ребенку 3-4-х лет трудно за один день или вечер прослушать всю книгу. Лучше читать ее частями, по несколько историй в день. Они не оставят ребенка равнодушными. Веселый Буратино, грустный Пьеро, нравоучительная Мальвина и храбрый пес Артемон «сражаются» против угнетателя кукол Карабаса-Барабаса и его подручных. И хотя Буратино – редкий проказник, у него большое сердце. На его стороне доброта, любовь и дружба. Ну, конечно же, главный итог всей книги – добро всегда побеждает зло.

Произведения В. Сутеева для детей 3-4 лет

Владимир Сутеев – настоящий детский волшебник. Его рассказы никого не оставят равнодушными. Они яркие, веселые, но при этом поучительные. Все сказочные повести написаны простым и доступным языком, что даже ребенок сможет понять мораль прочитанного. Кроме того, Владимир Сутеев является еще и иллюстратором к своим произведениям.

«Палочка-выручалочка»

Два друга Ёжик и Заяц идут домой. Все встречающие на своем пути преграды Ежик преодолевает с помощью палочки-выручалочки, благодаря которой ему удается вытащить Зайца из болота, спасти птенца, прогнать злого волка и помочь Зайцу дойти до дома. Но, как оказывается, палочек таких на свете много, а вот выручалочка, смекалка должна быть у каждого в голове.

«Умелые руки»

История о Игле, Карандаше, Ручке и Мяче, поспоривших между собой, кто из них лучше. Оказалось, что каждый предмет хорош, но только лишь в умелых руках, если правильно с умом их использовать.

«Ёлка»

Сказочная повесть о храбрых Снеговике-почтовике и собаке Бобике. Они отправились в лес к Деду Морозу, чтобы принести новогоднюю красавицу елку и сделать подарок детям. Снеговику и Бобику помогают белки, зайцы, медведь справиться с лисой и волком и прийти к деду Морозу. Добро торжествует над злом и хитростью.

«Про бегемота, который боялся прививок»

На примере бегемота, который боялся прививок, прятался от врача и убежал домой, в результате чего заболел желтухой, дети учатся не бояться врачей, в частности, не бояться прививок.

Произведения В. Чижикова для детей 3-4 лет

Многие родителям знаком детский писатель Виктор Чижиков с детства. Кроме того, он известный художник-иллюстратор, который оформлял не только свои книги, но и книги коллег по цеху.

«Наше Вам с кисточкой»

В книге веселые герои (собаки, мыши, кошки) и забавные иллюстрации заставляют малышей смеяться и дарят им прекрасное настроение.

«Петя и Потап»

В книгу входят три сказки. Первая представляет собой пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки» о том, как умный мужик дважды перехитрил медведя. Две другие – продолжение, придуманное Чижиковым, о дружбе медвежонка Потапа и мальчика Пети.

Григорий Остер «Сказочные истории»

Книга о дружбе четырех друзей Мартышки, Слоненка, Попугая и Удава. В основе историй – парадокс, который необычным образом решают друзья. Книга научит детей дружить, несмотря на разность характеров, уступать друг другу, научит совершать добрые поступки и делать для друзей что-то приятное.

Михаил Пришвин «Листопад», «Дятел»

Коротенькие рассказы, заметки писателя-натуралиста, певца русской природы учат подмечать даже самые незначительные изменения в природе и видеть ее красоту.

Ханс Кристиан Андерсон «Гадкий утенок»

Никто из обитателей птичьего двора не видит внутренний красоты Гадкого утенка. Все смотрят на него и презирают его лишь за внешнее безобразие. С ним поступают жестоко, постоянно обижая и смеясь над ним.

По-настоящему потрясающий финал, когда Гадкий утенок становится прекрасным Лебедем, красивым не только внешне, но и красивым внутренне. Он имеет доброе отзывчивое сердце, которое свободно от различных проявлений гордости, эгоизма, себялюбия. Эта сказка учит ребенка доброте, выбирать не красивую внешнюю оболочку, но с темной душой, а доброе любящее сердце пусть не всегда с яркими внешними проявлениями.

Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Добрая сказка о дружбе. Крокодил Гена даже не подозревал, что на свете есть столько одиноких людей и зверей, которые, как и он нуждаются в дружбе. Книга учит добру, учит делать выбор между правильным и неправильным, плохим и хорошим.

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Эта интересная сказка входит в цикл рассказов о животных, написанных автором для своей дочери. Главные герои, конечно же, Заяц и серый разбойник Волк. Автор показывает детям одно из самых плохих качеств – хвастовство. Показывает, что из-за него можно оказаться в глупом положении.

Самуил Маршак «Кошкин дом»

Поучительное произведение о том, что друзья познаются не только в радости, сытости и довольстве, но и в беде. И те, кто обещался быть другом на века, могут не помочь в трудную минуту. А тех, кого главная героиня отталкивала, наоборот, пришли на помощь. Эта книга еще и образовательная. Она знакомит ребенка с пожаром, показывает, насколько он может быть опасен, к чему может привести. Несомненным плюсом являются легкие для запоминания стихотворные строки, что поможет ребенку развивать память.

Народная сказка «Лиса и Волк»

Нельзя обойти стороной и русские народные сказки, в них хранится вся мудрость русского народа, накопленная несколькими поколениями. Всем известная сказка о том, как хитрая Лиса обманула деда и украла у него всю рыбу, потом обманула своего кума Волка и вышла сухой из воды. Сказка учит ребенка видеть хорошие и плохие поступки. Видеть, что часто за льстивыми речами может скрываться опасность. Также показывает, что достижение желаемого путем обмана – не всегда правильный путь. Нужно стараться идти дорогую добра, несмотря на то, что этот путь намного тяжелее.

Развивающие книги для детей 3-4 лет: список и краткий обзор

Комплект книг «Школа семи гномов» от трех до четырех лет

В комплект входит 12 книг, направленных на всестороннее развитие ребенка: обучение грамоте и развитие фонематического слуха, на развитие логики и мышления, обучение счету, временным и пространственным понятиям. Также ребенок знакомится с различными видами транспорта, профессиями, изучает родную природу.

В каждой книжке есть страница для родителей, где даются краткие рекомендации по организации занятий, а также представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком по определенной теме. Есть вкладка для творческого задания или закрепления пройденного материала в игровой форме. Есть набор наклеек, которые выдаются ребенку после выполнения задания.

Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» (от Школы семи гномов)


В комплект входят четыре рабочих тетради. В каждой тетради несколько тем с заданиями, которые нужно выполнить малышу.

Серия книг «Чудесные наклейки» от издательства Мозаика Синтез

Малышу в 3-4 года бывает трудно выполнять задания в традиционной форме, поэтому разработана серия «Чудесные наклейки». В веселой игровой форме, выполняя задания с помощью многоразовых наклеек, ребенок познакомиться с азбукой, научиться считать, выполнит задания, направленные на всестороннее развитие.


Букварь Надежды Сергеевны Жуковой, кандидата педагогических наук, логопеда более чем с 30-летним стажем.

Букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедическую методику, обучения ребенка чтению.

И обзор книг для детей 4-5 лет на нашем сайте поможет родителям ребят, соответствующего возраста, при выборе детских литературных произведений для чтения.

Что почитать ребенку 3-4 лет Малыши готовы слушать любимую книгу десятки раз, но даже самая любимая книжка в конце-концов надоедает. Причем чаще всего она надоедает родителям намного раньше, чем ребенку . И когда уставшая мама мечтает заменить выученную наизусть книжку на что-то новенькое, перед ней встает вопрос : что почитать ребенку ? Конечно, все детки разные – кому-то больше нравится слушать про животных, кто-то уже в 3 года с удовольствием читает детские энциклопедии, другие детки вообще хотят только картинки рассматривать. Но есть некоторые книги, которые нравятся практически всем детям без исключения. Предлагаем их (далеко не полный) список : Стихи Дети 3 лет с удовольствием слушают стихи и легко запоминают их. Поэтому чтение стихов – это не просто способ развлечь ребенка и познакомить его с окружающим миром, это также инструмент для развития детской речи, памяти и ритмического слуха. Всем малышам нравятся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Валентина Берестова, Юнны Мориц, Марины Дружининой, Ирины Токмаковой, Владимира Степанова, Корнея Чуковского. Фаворитами у моих детей в этом возрасте были : «Девочка Чумазая» , «Медвежонок невежа» , «Машенька» Агнии Барто. «Сказка о глупом мышонке» , «Сказка об умном мышонке» , "Усатый-полосатый", «Детки в клетке» , «Где обедал воробей?» , «Кошкин дом» , «Старуха, дверь закрой» С. Маршака «Дядя Степа» , «Про мимозу» , «А что у Вас» , «Мой щенок» , «Фома» С. Михалкова «Телефон» , «Айболит» , «Тараканище, «Путаница» , «Муха-Цокотуха» , «Мойдодыр» и др. Корнея Чуковского. Лично мне его речь не очень нравится, но у большинства детей его произведения становятся самыми любимыми. У детей 3 лет хорошо идут сказки и стихи А. С. Пушкина, например «Золотая рыбка» . Сказки Наверное, сказка – это первое литературное произведение, созданное человеком. «Правильные» сказки учат детей доброте, трудолюбию, справедливости. Сложно представить детство без таких сказок как Теремок, 3 поросенка, Кот в сапогах, Маша и медведь, Волк и семеро козлят, Лиса и заяц, Петушок-золотой гребешок , Маша и три медведя. Есть замечательные украинские народные сказки : «Колосок» , «Лисичка судья» , всех не перечислишь. Но, увы, русские и зарубежные народные сказки стоит читать с большой осторожностью. Часто в книгах с детским оформлением оказываются совсем не детские рассказы – с большим количеством устаревших слов (ребенок просто не понимает текст) и сомнительной моралью. Поэтому родителям очень желательно ознакомится с содержимым книги, прежде чем показывать её ребенку . Некоторые произведения известных сказочников (в том числе братьев Гримм и Шарля Перо) можно читать детям только в адаптированном варианте, при этом адаптации тоже часто бывают неудачными. Книги современных писателей Эдуард Успенский – один из лучших детских писателей. У него есть книги для детей самого разного возраста. Малышам больше подойдут «Крокодил Гена и его друзья» и «Чебурашка» . Можно почитать и «песенки из мультфильмов» , и «про Веру и Анфису» , и «Трое из Простоквашино» , хотя на мой взгляд последняя книга скорее для детей 4-5 лет. Владимир Сутеев : «Мешок яблок» , «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Кто сказал «Мяу» , «Мышонок и карандаш» и др. Рассказы В. Сутеева, сопровождаемые прекрасными иллюстрациями автора – просто находка для маленьких детей. Их сюжеты просты и понятны малышам, но при этом дают богатую пищу для маленьких умов – почему надо поступать так, а не иначе. К ним можно прибегать при решении проблем воспитания, например рассказ «Цыпленок и утёнок» может помочь объяснить ребенку , почему не надо все повторять за другими детьми. Григорий Остер : "Котенок по имени "Гав", «38 попугаев» , «Приключения Пифа» . Николай Носов : "Незнайка и его друзья", рассказы «Мишкина каша» , «Живая шляпа» , «Тук-тук-тук» , «Огородники» и др. Андрей Усачев : «Умная собачка Соня» Козлов Сергей Григорьевич : «Трям! Здравствуйте!» «Львенок и черепаха» Милн Алан Александр : «Винни-Пух и все-все-все» Галина Александрова : серия рассказов про Домовенка Кузьку. Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Александр Волков : «Волшебник изумрудного города» (пожалуй, только первая книга, остальные - для детей постарше) Женевьева Юрье : серия "Жили-были кролики" Всеволод Нестайко "Лесная школа" Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил» , «Лесные домишки» и другие рассказы для малышей. .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что даёт ребенку чтение» Уважаемые родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения;.

100 книг, которые стоит прочитать ребенку до 7 лет 100 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ РЕБЁНКУ ДО 7 ЛЕТ Как же всё-таки приучить ребёнка к чтению? Предлагаю списки художественных книг для.

Консультация «Что дают ребенку занятия танцами?» Для того чтобы написать рассказ нужно сначала выучить буквы, после - правила русского языка, научиться излагать свои мысли. А еще необходимо.

Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» - Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. - Позвольте малышу.

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице» Консультация для родителей: «Что рассказать ребенку о Масленице» Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели,.

Консультация для родителей «Что нужно ребенку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно» ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО У вашего ребенка есть свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство.

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.


К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.

Карточный метод Домана

Первый этап: познаем отдельные слова

Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.

Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.


Методика Домана подходит для детей с 3-х лет

Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.

В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.

На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.

Карточки с буквами и картинками

На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.

Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.

Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.


Первые слова на карточках

Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.

По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.

Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.

Второй этап – изучаем словосочетания

У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.


Каточки Домана с названиями групп предметов

После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.

Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».

Третий шаг – составляем небольшие предложения

После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.

Самодельная книжка по методике Домана

Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.

Четвертый этап – распространенные предложения

На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.

Пятый этап – увлекательное чтение книг

Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:

  • общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу;
  • должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице;
  • допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см.;
  • интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них.

Первые книжки для самостоятельного чтения

Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;

Чтение вывесок на прогулке — способ обучения
  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.


Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте

Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.

В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.


Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей

Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.

Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:

  • малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
  • кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
  • в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
  • яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.

Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет

В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:

  • малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
  • в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
  • непоследовательность методики;
  • дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.


Букварь для самых маленьких

Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.


Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.

Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.

В раннем возрасте родители прилагают огромные усилия для развития и обучения своего чада. Стоит ли бежать впереди паровоза и заставлять кроху читать и считать? Заставлять – однозначно не стоит. Отобьете охоту учиться на всю жизнь. Но, если подойти к этому вопросу грамотно, со знанием психологии и педагогики, можно попробовать научить ребенка читать даже в 3-4 года. Вперед?!

www.pediatriccenterofroundrock.com

Как научить читать ребенка в три года: с чего начать

  • Домашние занятия должны проходить в ненавязчивой развлекательной форме, помните, что игра в этом возрасте всему голова!
  • Обратите внимание на уровень развития устной речи.

Вы уверены, что кроха готов к освоению грамоты? Если активный словарный запас малыша слабоват, обучение может превратиться в психологическую пытку для всех участников процесса.

  • Немаловажное значение имеет умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок должен уметь показать основные направления (вверху, внизу, слева, справа).

  • Как можно чаще привлекайте внимание малыша к книгам.

Ваша первоначальная задача – заинтересовать ребенка. Чтение должно стать желанным занятием. Постепенно, вовлекая кроху в мир литературы, вы сформируете желание познавать.

  • Изучите возможные способы обучения с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Проанализируйте опыт других мамочек, проштудируйте литературу.

Метод глобального чтения по Доману: достоинства и недостатки

imgp.golos.io

Методика Глена Домана – один из эффективных способов, который поможет научить читать ребенка трех лет целыми словами. Начинать занятия можно с полугода. Звучит привлекательно? Не спешите. Оцените плюсы и минусы, а также свою готовность систематически уделять время домашнему обучению.

Достоинства:

· занятия проходят без привлечения специалистов;
· заниматься можно начинать с самого раннего возраста;
· пособие можно изготовить своими руками;
· развитие логического мышления, памяти;
· накопление словарного запаса по основным лексическим темам.

Недостатки:

· ребенок не овладевает традиционным приемом чтения;
· методика не работает на детях старше трех лет.

В чем суть метода чтения целыми словами

images.by.prom.st

Суть методики Г. Домана в том, что ребенок механически запоминает слово целиком.

  • Для начала вам понадобятся карточки размером 10 на 30 см со словами, напечатанными красным цветом (таким образом мы привлекаем внимание крохи).
  • Когда чтение целыми словами станет для малыша привычным, можно перейти на карточки меньшего размера с буквами черного цвета.

Учимся читать слова: как проходит обучение?

static.idiberi.ru

  • Взрослый демонстрирует карточку на протяжении нескольких секунд и озвучивает надпись.

Начинайте обучение с простых слов, которые малыш привык слышать каждый день. Предложите первые пять карточек.

  • Когда все слова озвучены и показаны, делаем перерыв на полчаса.
  • Повторяем процедуру.

Всего в первый день проведите три таких занятия.

rasprodajaweb.ru

  • На следующий день покажите ранее изученные карточки, предъявите их так же три раза.
  • Добавляем пять новых слов.
  • На третий день еще плюс пять.

На шестой день принцип действия меняется. Ваша задача убирать по одной карточке с ранее изученным словом.

Если вы решили всерьез заняться обучением чтению ребенка трех лет, рекомендуем вам приобрести пособие, в котором карточки распределены по основным лексическим темам.

Можно приклеить таблички со словами на соответствующие предметы. Например, карточку со словом «дверь» прикрепить к двери. Таким несложным способом вы можете научить читать ребенка трех лет.

Работа над словосочетанием: учим цвета, изучаем глаголы

  • Когда ваш малыш уверенно продемонстрирует чтение 50 слов, можно добавлять глаголы.
  • Следующий этап – работа над словосочетаниями.

Автор методики предлагает вводить названия цветов. Для это изготовьте карточки, выбирая соответствующий цвет шрифта. После того, когда ребенок усвоит предложенное задание, можно смело переходить к чтению словосочетаний.

Чтение предложений: от простого к сложному

  • Следующий этап – чтение предложений.

Не спешите. Важно, чтобы малыш хорошо усвоил ранее изученные слова. Фразы должны быть связаны с повседневной жизнью ребенка, с его режимом дня, любимыми игрушками и близкими людьми. Начинайте с нескольких слов, постепенно распространяя предложение.

Важно! Идите от простого к сложному. Не перегружайте малыша информацией. Хвалите кроху за малейшие достижения и ни в коем случае не ругайте. Только так вы сможете научить читать ребенка трех лет.

Учимся читать в 3 года: подводные камни

Психологи и педагоги часто критикуют вышеописанную методику. Почему?

Впоследствии многие малыши испытывают трудности при обучении традиционному синтетическому чтению.

Не спешите проводить опыты на собственном ребенке, посоветуйтесь со специалистами, которые занимаются ранним развитием.

Методика Домана чаще используется при работе с детьми с нарушением слуха и с неговорящими ребятами. Впрочем, выбор за вами. Уверены, ваши друзья и знакомые очень удивятся, когда вы продемонстрируете им маленького читающего гения.

Старый добрый букварь, или Как научить читать ребенка в 3-4 года

Зачем изобретать велосипед? Если вы считаете, что ваш ребенок готов к обучению чтению, обратитесь к старому доброму букварю. В книжных магазинах представлено множество вариантов учебных пособий.

Обратите внимание на «Букварь» Жуковой. Книга отлично себя зарекомендовала и пользуется большой популярностью среди родителей и педагогов.

cdn.rbth.com

  • В дополнение к букварю приобретите пособие «Живая азбука».

Плакат с «говорящими» буквами разместите на стене на уровне глаз малыша.

  • Играйте с буквами любыми доступными способами.

Сегодня выучили букву А? Предложите крохе выложить ее из фасоли или из макарон. Поищите вместе с ребенком букву в его комнате. Для закрепления изученной буквы используйте все, что попадается под руку. Колготки? Буква Л. А если положить носок посередине? Буква А. Познавательно и весело.

  • Чем больше ассоциаций и примеров — тем быстрее ребенок запомнит буквы.

«П» очень похожа на дверной проем. Что напоминает настенное зеркало? Да это же буква О!

  • Играйте в слова.

Предложите малышу назвать все предметы в квартире, которые начинаются на определенный звук. Это и есть начальный этап обучения звуковому анализу.

  • Кубики с буквами, магнитная азбука, трафареты, следы на снегу – все это поможет вам научить читать ребенка в три года.

Учите играя.
Ваша задача сформировать стойкий стереотип: читать это легко и очень интересно.

Существует множество методик раннего развития. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Ваша задача не только научить ребенка читать. Важно заинтересовать малыша, продемонстрировать увлекательность этого процесса, привить любовь к чтению. Уверены, среди вас есть опытные родители. Расскажите в комментариях, как научить читать ребенка в 3-4 года.

Похожие публикации