Классный час посвященный патриотическому воспитанию. Классные часы о патриотизме. по гражданскому и патриотическому воспитанию

Программа

тематических классных часов

по гражданско-патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов «Растим патриотов и граждан России!»

I. Пояснительная записка .
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

    Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

    Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

    Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

    Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

    Воспитание уважения к защитникам Отечества.

    Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.


Месяц

Название

Форма проведения


1


Сентябрь


«Знакомьтесь – это мы»


Конкурс газет, фотогазет, листовок


2


Октябрь

«День бабушек»

(К Дню пожилых людей)


Акция «Забота»


3


Ноябрь


«На кого я хочу быть похожим»


Классный час - вернисаж


4


Декабрь


«Мой город, мой Владикавказ»


Заочное путешествие


5


Январь


«Поможем птичкам перезимовать»


Мастерская умельцев


6


Февраль


«Наши папы – защитники Родины»


Классный час


7


Март


«Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час


8


Апрель


«Дорога в космос»


Игра-путешествие


9


Май:


«Дом, который построим мы»


Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

    Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

    Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

    Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

    Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

1. Конкурс рисунков на асфальте.

2. Конкурс фотографий


4


Декабрь

1. «Чистый город».
2. «Мой режим дн я »

1. Социальная акция.

2. Беседа обсуждение.


5


Январь

«Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда».

Цикл классных часов


6


Февраль


«Исторические места Осетии»


Заочное путешествие


7


Март

1. « Моя любимая мама»
2. «Поздравляем наших мам».

1.Выставка рисунков

2. Праздничный классный час


8


Апрель


«Папа, мама, я – дружная семья»


Игра-состязание


9


Май

1. Урок мужества «Во имя жизни – на земле»
2. «За мирное детство – спасибо»

1. Знакомство детей с пионерами – героями.

2. Смотр песни и строя.

3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:

    Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

    Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

    Экологическое воспитание.

1. Урок гражданственности «С чего начинается Родина»

2. «Полководцы и герои»

1.Тематический час

2.Познавательная игра


6


Февраль

1. «Быстрее, выше, сильнее»

2. Поздравление мальчиков с праздником.

Командные соревнования учеников 2,3, 4 классов


7


Март

1. Проводы масленицы.
2. Разучивание подвижных игр.

Классный час


8


Апрель

1. «Земля - наш общий дом»

2.Трудовой десант

1.Экологический праздник.

2. Уборка территорий


9


Май


«Этот День Победы»

Смотр песни и строя, поздравление ветеранов.

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:

    Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

    Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

    Создание условий для реализации полезных дел.

1. Тематический час


2. Устный журнал


2


Октябрь

1. «Дорогой мой город Владикавказ»

2. «Чистый город»

1.Заочное путешествие

2. Участие в акции


3


Ноябрь

1. «Я имею право»

2.«Природа раскрывает тайны»

Тематический час по правам человека.
2.Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины


4


Декабрь


«Герб, флаг, гимн – символы России»


Видеожурнал


5


Январь


«Наш Пушкин»


Литературная конференция


6


Февраль

1.«Герои Советского Союза – наши земляки»

2.Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества.

Урок Мужества.


7


Март

1.«Бабушки и внуки»

2. «Жизнь дана на добрые дела»

1.Семейный праздник

2.Тематический час.


8


Апрель

Подготовка к празднику Победы.

Экскурсия по местам воинской славы.


9


Май


«Поклонимся великим тем годам»

1.Вахта Памяти

2.Смотр песни и строя.

V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

Сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

К членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

К окружающей природе – социальные акции «Город начинается с тебя», «Внимание первоцветы», «Поможем птицам перезимовать», участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».


3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Классный час, посвященный военно-патриотическому воспитанию

«О Родине, о дедах, о войне!…

«Ради Родины мы должны жить в одно сердце»

Александр Невский

Пояснительная записка.

История нашей Родины, наших родных и близких, её должен знать каждый уважающий себя человек.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, к своему народу. Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать. Непременным компонентом патриотического воспитания наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества должно стать изучение учащимися истории своей семьи. Ребёнок должен знать, что он — хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам.

Данное мероприятие направлено на формирование чувства родины, уважение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Цель классного часа

— воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

Задачи классного часа:

— развитие и углубление знаний на примере боевых подвигов своих соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

— формирование духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование идеи преемственности поколений;

— воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оформление класса:

— презентация, посвящённая русской истории и Великой Отечественной войне;

— письмо с фронта

— аудиозаписи песен: «Священная война»

— алгоритм синквейна

  1. Вступление (Звучит музыка «Священная война», учитель читает письмо солдата

«Здравствуйте, дорогие мои Люся и цыплятки Алла и Вова! Я пока жив и здоров и здоров Я как и раньше под Ленинградом… Люсенька, ты наверное слушаешь, как героически защищает Красная армия этот город. Будь уверена, не бывать этому красавцу — городу в руках фашистов! Ленинград был и будет советским! Здесь, эти сволочи, найдут себе могилу. Не волнуйся, дорогая, скоро настанет час великой победы, и ты тепло встретишь меня с малышами. Люсенька, береги себя и деток. Вовка, наверное, уже подрос и всех узнаёт.. только папку не знает, ну да ни чего, вернусь с войны, мы с ним договоримся!. Люся, дорогая, как получишь письмо, так сразу черкни пару строк, может, успею получить. Крепко- крепко-крепко целую вас, дорогие мои. Ваш папка! 8 сентября 1941 год.»

Она обязательно напишет письмо, но он его уже не получит … 9 сентября 1941 года в бою под Ленинградом Леонид Кострыкин « пол смертью храбрых», так напишут его жене…

  1. 28 миллионов советских граждан остались лежать на тех огненных рубежах…Более 100 тысяч Белгородцев не вернулись с войны это наши деды и прадеды … Память о них живёт в наших сердцах.

Тысячи памятников народным страданиям и народному мужеству поставлены в городах и сёлах нашей Родины. В граните, в бронзе, в металле высятся памятники городам и сражениям, воинам, партизанам, матерям и сёстрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие Победы. Нескончаемым потоком идут к ним люди. Никогда не зарастут дороги, напоминающие о героизме, мужестве и страданиях нашего народа.

  1. Вопросы учащимся

? Назовите памятные места Великой Отечественной войны, которые вы знаете или на которых бывали?

Ответы учащихся

В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась чёрным крылом война, почти в каждой семье есть свои герои.

Как вы думаете,что же заставляло людей идти в бой под смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?

Ответы учащихся

Ответ здесь прост – это великое слово «любовь»- к своему дому, к своему городу, к детям и их будущему, к Родине!

_____________________________________________________________________________

  1. У каждого русского воина в сердце живёт любовь к Родине. Из чего же складывается чувство Родины? В этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый, где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы», и родные поля, и реки, и леса, и города, и Красная Площадь с перезвоном курантов; потому «мила до рыдания» земля отцов, что на свете одна. Образ Родины – образ Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы – ради жизни на земле».

_______________________________________________________________________



Материал содержит презентацию для классного часа "Патриотическое воспитание". Мероприятие рекомендуется проводить в средних классах школы. Целью проведения классного часа является создание условий для развития у учащихся гражданственности, патриотизма, формирования профессионально значимых качеств и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и социального окружения.

Материал содержит презентацию для классного часа "Воспитание патриотов". Мероприятие проводится в средних классах школы. Целью проведения классного часа является формирование патриотизма у учащихся, активной жизненной позиции.

Материал содержит сценарий классного часа "Гражданственность и патриотизм". Мероприятие проводится в 7 классе. Цель проведения классного часа состоит в том, чтобы ребята поняли как важно ценить и любить свою Родину.

Материал содержит презентацию для классного часа "Что такое патриотизм?". Мероприятие рекомендуется проводить в начальных классах школы. Классный час проводится с целью помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества.

Презентация является замечательным сопровождением для песни «Солдаты России». В архиве есть и звуковой файл, записанный в формате.mp3. Это пособие можно скачать бесплатно для проведения тематических праздников, классных часов в начальной школе, на которых учитель будет рассказывать школьникам о подвигах советских и российских солдат в мирное и военное время, для урока в 4 классе. Такой материал будет способствовать формированию у школьников уважения к тем воинам, которые прославили Россию, к тем молодым парням, которые по зову сердца отправлялись защищать Родину. Они были молодыми, но их мужество было безмерным, а дух несгибаемым. Посмотрев такую работу, ученики начальной, средней или старшей школы будут чувствовать гордость за свою Родину.


Презентация расскажет детям обо всех Днях воинской славы, которые отмечаются в России. Каждый из них связан с определенным событием и имеет свою историю. О ней обязательно должны знать школьники. Работу можно скачать бесплатно для проведения тематических классных часов или уроков ОБЖ в 10 классе. В архиве имеется файл с текстовой информацией о праздниках. Ее можно использовать при подготовке к занятиям.

На 38 слайдах собран материал, который расскажет о нескольких памятных датах. Школьники узнают, в какое число отмечаются Дни воинской славы, какому событию они посвящаются. Интересно будет увидеть на картинках сюжеты, посвященные Ледовому побоищу и Куликовской битве. Здесь же раскрывается рядом иллюстраций тема побед Петра Первого и российского морского флота, взятие Суворовым крепости Исмаил и победы Кутузова в войне с французами в 1812 году. Не остались без внимания и другие праздничные даты, входящие в цикл этих праздников.


Презентация посвящена знакомству с праздником, который установлен совсем недавно. С 2014 года в России празднуется День неизвестного солдата. Во всей стране 3 декабря пройдут мероприятия, на которых будут вспоминать тех, чьи имена остались в истории неизвестными, но эти люди совершили подвиги, они погибли, защищая Родину. Именно 3 декабря 1966 года прах солдат, захороненных в братской могиле, был перенесен в Александровский сад и с почестями захоронен у стен Кремля. А с 2014 года в России было решено объявить этот день памятным.

Работа выполнена на 16 слайдах. В ней рассказ о празднике, его история, а также много иллюстраций. На классном часу, школьной линейке или уроке истории, на котором будет использоваться данный ресурс, школьники смогут увидеть памятники солдатам, возведенные в разных городах России. Новокузнецк, Стерлитамак, Одесса, Волгоград и другие города помнят своих героев.

Классный час. Гражданско патриотическое воспитание, 2 класс Котова Елена Ивановна

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в начальной школе

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса

Цели: расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра «Камушки».

Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

II. Основная часть занятия.

От кого зависит благополучие страны?

1. Исторические корни.

Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

Красна девушка по небу ходит.

Встану я рано, бело да румяно.

Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц –

То хозяин во дому,

Красно солнышко –

То хозяюшка,

Часты звездочки –

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Рассмотрим монеты.

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.

III. Итоги игры.

Домашнее задание (по желанию):

Придумайте и нарисуйте свою волшебную страну, которой нет еще на карте; дайте ей название. Можно нарисовать реки, горы, города и дать им название.

Придумайте и нарисуйте флаг и герб своей семьи.

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов

«Я – гражданин своей страны»

изобразительного искусства

МКОУ «Ильменская СОШ»

Пояснительная записка

Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Поэтому работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является одним из приоритетных направлений.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Основной целью данной программы является воспитание человека, ориентированного на патриотические и общенациональные ценности, гражданина России и вместе с этим человека демократических убеждений и широкого взгляда на современный мир.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, анализировать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров. Кроме того, программа позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам.

Программа предназначена для проведения систематических творческих классных часов в общеобразовательных учреждениях, используя различные формы:

    этические беседы;

    встречи с интересными людьми;

    игры-путешествия;

    музыкальные викторины;

    экскурсии.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся в 1-4 классах.

Задачи программы

    Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Расширение знаний о родном крае, городе (селе), воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.

    Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

    Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.

    Воспитание у учащихся интернациональных чувств.

Основные направления программы:

    Историко-краеведческое;

    Экскурсионно-туристическое;

    Литературно-музыкальное;

    Физкультурно-оздоровительное;

    Экологическое;

    Трудовое;

    Семейное;

    Гражданско-патриотическое.

    Осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы.

    Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

    Воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

    Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных поэтов и писателей.

    Воспитание музыкальной культуры.

    Формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

    Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости.

    Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края.

    Привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте.

    Изучение родословной, истории семьи.

    Поддержание традиций православной культуры.

    Осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических чувств, идеалов.

Пути реализации программы:

Историко-краеведческое:

    «История моего села»;

    «Мои замечательные земляки»;

    «История школы, в которой я учусь»;

    «Мой родной край»;

    « Обычаи и традиции русского народа».

Экскурсионно-туристическое:

    «Красота природы моего края»;

    «Чем богат наш край»;

    Фотоконкурс «Любимый уголок»

    «Путешествие по планете Земля»;

    «Куда бы я поехал со своими друзьями».

Литературно-музыкальное:

    « Старинные хороводные игры и песни»;

    Конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей»;

    Конкурс военно-патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне!»;

    «Проводы зимы»;

    Чтение стихов местных поэтов.

Физкультурно-оздоровительное:

    Игра «Зарница»;

    Игра «Вперед, мальчишки!»;

    Дни здоровья.

Экологическое:

    Акция «Сбережем свой край»;

    Марш парков;

    Конкурс «Лечение без лекарств»;

    Викторина «Природа – наш дом»;

    Конкурс «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Трудовое:

    Операция «Школьной столовой – свои продукты»;

    Работа кружков «Умелые руки», «Природа и фантазия»;

    Изготовление сувениров ветеранам ВОв и воинам интернационалистам;

    Акция милосердия;

    «Труд – гражданская обязанность человека».

Семейное:

    « Моя родословная»;

    Фотовыставка «Так жили наши предки»;

    Конкурс «Мое участие в домашних делах»;

    Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;

    «Моя семья – мой талисман».

Гражданско-патриотическое:

    «Россия – многонациональная страна»;

    «Государственная символика РФ: флаг, герб, гимн»;

    Встреча с ветеранами ВОв и военнослужащими Российской Армии;

    Уроки мужества на базе школьного уголка боевой славы;

    Тематические классные часы: «Они сражались за Родину», «Воронежское сражение», «Подвиги земляков в годы ВОв»;

    Конкурс рисунков «О, Родина! Ты у меня одна».

Ожидаемые результаты программы.

В результате осуществления программы ожидается:

    Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.

    Повышение уровня знаний учащихся об истории и культурных особенностях своего региона.

    Формирование гражданской грамотности школьников.

    Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Используемая литература:

1.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – Москва, 1971г.

2. Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание. – Волгоград, 2008г.

3. Кононович В.Г., Дудецкая Г.В. Я – гражданин России. – Воронеж, 2007г.

Похожие публикации